Die Welt | 10 сентября 2007 г.
Мобильная классная комната терроризма
Ансгар Грав
В пакистанских "лагерях экспресс-обучения", которые разворачиваются лишь на непродолжительное время, проходят обучение и немецкие экстремисты. Там они встречаются с будущей террористической элитой исламистской сцены. В учебный план включено обращение с калашниковым и изготовление бомб
Это похоже на выпускной вечер в университете. Но видеосъемка демонстрирует не молодых инженеров или экономистов, начинающих свою профессиональную карьеру, а, возможно, 300 террористов-камикадзе, которые отправляются на свою смертельную миссию - в том числе и в Германию. Эта съемка была сделана 9 июня и уже вскоре была показана по американскому телеканалу ABC News.
Пакистанский тележурналист был приглашен в лагерь на границе с Афганистаном, где проводилось обучение террористов. Мансур Дадулла, один из военных лидеров радикально-исламского движения "Талибан" и доверенное лицо лидера "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена, призывал перед объективом камеры молодых мужчин: "Американцы, канадцы, британцы и немцы приехали издалека в Афганистан. Почему бы и нам не отправиться к ним?"
Кто знает, инсценировка это или реальность?
Было ли это инсценировкой, неясно. Но активность в террористических лагерях вблизи пакистано-афганской границы снова набирает обороты. И трое задержанных в Зауэрланде за последние три недели по подозрению в терроризме - из них два обращенных в ислам немца и один немец турецкого происхождения - а также множество их сообщников из сети, насчитывающей около 50 человек, также проходили обучение в подобных лагерях.
Да, американцы разрушили после событий 11 сентября 2001 года тренировочные лагеря "Аль-Каиды" в Афганистане. Но они давно уже возродились - в качестве мобильных "лагерей экспресс-обучения", которые создаются где-нибудь в испещренных расщелинами горных районах в виде палаточных лагерей, а через неделю или две меняют место своего расположения. Какое-то время складывалось впечатление, будто их заменили "виртуальные террористические лагеря", обосновавшиеся в интернете - на подобных сайтах приводились подробные инструкции по изготовлению бомб, и у участников появилась возможность договариваться о терактах по электронной почте.
Однако джихадисты со всего мира, по всей видимости, не захотели отказываться от прямых контактов со своими агрессивно настроенными единомышленниками. "Это как в крупных компаниях, - говорит один эксперт в области безопасности. - Здесь недостаточно видеоконференции, когда-то менеджерам нужно встретиться лично, чтобы увидеть и "обнюхать" друг друга".
Фритц Г., Даниэль С., Адем И. - подозреваемые в терроризме из Зауэрланда летали на самолете в Турцию, а оттуда, по земле, переправились в Пакистан. В общей сложности, по некоторым данным, мобильные тренировочные лагеря в Пакистане посещали по меньшей мере 10 молодых людей из Германии. На обратном пути немец турецкого происхождения Тольга Д., который контактировал с Фритцем Г., был в июне пойман в Пакистане с поддельным афганским паспортом. Теперь он находится в Германии в тюрьме предварительного заключения.
Директор института исследований проблем терроризма и политики безопасности в Эссене Рольф Топхофен не понаслышке знаком с пакистанским Пешаваром и пакистано-афганским приграничным районом. "Тот, кто хоть раз видел всю необъятность и недоступность этого района, теряет всякую надежду на то, что здесь можно установить военный контроль", - говорит Топхофен. И пока американцы по спутнику и с воздуха засекут мобильные лагеря, их уже и след простыл.
Мобильные классные комнаты мирового терроризма
Мобильные классные комнаты мирового терроризма: в учебный план включено обращение с калашниковым, изготовление бомб, принципы конспирации. Сюда же входит совместное чтение молитв и насаждение религиозных доктрин. Но, по словам Топхофена, "тот, кто едет в такие лагеря, уже имеет религиозные убеждения и хочет лишь обучиться террористическому ремеслу".
В лагерь входят максимум 30 человек. В роли учителей выступают террористы-профессионалы из Саудовской Аравии, Йемена, Судана. Среди выпускников таких лагерей есть арабы, выходцы из Северной Африки, исламисты с Ближнего Востока - а также все больше людей, выросших в Западной Европе или даже родившихся там. Фритц Г., Даниэль С. и Адем И. были членами "Союза исламского джихада" (IJU). Сотрудникам Ведомства по охране конституции об этой организации известно с того момента, как 9 месяцев назад американцы впервые указали на деятельность немецкого трио и их сообщников.
В США IJU значится как террористическая организация уже с мая 2005 года. Она возникла из военизированной узбекской группировки исламистов из окружения "Аль-Каиды". Сегодня, по словам Топхофена, IJU входит в число важнейших организаторов мобильных тренировочных лагерей в Пакистане. По мнению органов безопасности, в таких лагерях террористы обзаводятся и полезными контактами. Здесь встречают единомышленников из своей собственной страны, которые после обучения останутся "спящими" террористами. Пока их кто-нибудь не активизирует через e-mail.
Во время коалиционных переговоров ХДС, ХСС и СДПГ договорились о том, что пребывание в тренировочных лагерях будет уголовно наказуемым. Министр юстиции Германии Бригитте Циприс (СДПГ), которая до сих пор отвергала неоднократно озвученное министром внутренних дел Вольфгангом Шойбле (ХДС) соответствующее требование, теперь заявляет о своем согласии. Однако Юрген Геб, эксперт по праву из ХДС/ХСС, предрекает напряженные дебаты. Непросто "сформулировать состав преступления, который будет достаточен и удовлетворит федеральный конституционный суд", - заявил Геб в беседе с WELT ONLINE.
В этой связи необходимы точные формулировки. Но у него не сложилось впечатления, что сотрудники министерства юстиции вообще выступили с какими-либо предложениями, говорит Геб. "Поскольку госпожа Циприс, по всей видимости, слишком осторожно подходит к этой теме".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях