Financial Times | 10 сентября 2008 г.
Москве угрожает кризис ликвидности
Кэтрин Белтон
Бегство зарубежного капитала вынуждает российские банки сократить выдачу кредитов. Таким образом, международная реакция на вооруженный конфликт России с Грузией начала сказываться на реальном состоянии экономики.
По словам сотрудников банков, Россия столкнулась с самым тяжелым кризисом со времен августовского дефолта 1998 года. Российский фондовый рынок с мая упал более чем на 40%. Бегство капитала, которое началось вместе с конфликтом и сумма которого оценивается аналитиками в 20 млрд долларов максимум, влечет за собой дефицит ликвидности. Во вторник индекс РТС упал еще на 7,5% и достиг самой низкой отметки с июня 2006 года.
По словам банковских работников и аналитиков, нехватка кредитов сильнее всего ударила по секторам недвижимости и розничной торговли. "Некоторые застройщики не могут завершить работу над своими комплексами. Им нигде не удается занять денег, в том числе в государственных банках, - сказал один высокопоставленный сотрудник банка из Москвы, пожелавший остаться анонимным. - Никто не был готов к тому, что дефицит ликвидности проявится так быстро".
"Денег ни у кого нет. У страны есть куча наличности, но ни банковская система, ни рынки капитала толком не умеют ее распределять. В государственном секторе прорва ликвидности, а в частном - засуха".
Центробанк РФ заявляет, что аналитики преувеличивают масштабы бегства капитала, ибо в августе из страны выведено всего 5 млрд долларов. Но зарубежные инвесторы шарахаются от российского рублевого и фондового рынка. Конфликт с Грузией стал лишь последней каплей, чаша терпения переполнялась все лето: череда дурных предвестий типа нападок Владимира Путина на российскую сталелитейную компанию "Мечел" напомнила инвесторам о политических рисках инвестирования в России.
Процентные ставки по кредитам для российских компаний на внутреннем рынке резко подскочили, поскольку выросли риски, связанные с рефинансированием.
Обвал российского фондового рынка усугубляется тем фактом, что многие из ведущих бизнесменов страны привлекали заемные средства для расширения бизнеса. А теперь банки, предоставившие им кредиты под залог акций, требуют дополнительного залога. Это обостряет последствия панического сбыта акций, поскольку компаниям не удается найти альтернативные источники финансирования.
"Всех олигархов, которые использовали слишком большую долю заемных средств, вынуждают продавать пакеты акций", - говорит Сергей Сидоров, глава отдела рынков капитала московского отделения Unicredit.
Ханс-Йорг Рудлофф, председатель совета директоров Barclays Capital, говорит, что вооруженный конфликт между Россией и Грузией заставил мировое инвестиционное сообщество нервничать еще больше и резкий обвал котировок российских акций может тяжело сказаться на возможностях российских частных компаний по финансированию их дальнейшего роста.
Призывая Запад не отворачиваться от России, Рудлофф сказал: "Геополитические трения всегда мешают экономическому планированию, они способны подрывать тенденции роста по всему миру".
Петр Авен, президент одного из крупнейших российских частных банков, "Альфа-банка", во вторник сказал, выступая на инвестиционном форуме Reuters, что в экономике проявляются "опасные" симптомы замедления роста в условиях ускоряющейся инфляции и замедления увеличения реальных доходов.
Крис Уифер, глава отдела стратегического планирования инвестиционного банка "Уралсиб" (Москва), поясняет, что инвесторы напуганы Россией в свете замедления роста ее экономики, сомнений в потенциальной доходности российских компаний после атаки Путина на "Мечел" и расширения зависимости экономики от нефти, что чревато падением привлекательности страны для иностранных инвестиций.
До этого времени российское правительство способствовало восполнению ликвидности несмотря на глобальный кредитный кризис: оно положило в банки в виде краткосрочных вкладов до 12,75 млрд долларов из государственных средств, предназначенных на развитие, а также регулярно проводит аукционы наличности.
Однако признаки кризиса нарастают: на аукционе наличности, который прошел в этот понедельник, российские банки подали заявки на 3,5 млрд долларов, но министерство финансов предоставило всего 2,4 млрд долларов.
Суммы наличных денег, депонированные банками в Центробанк, день ото дня сокращаются. Во вторник они достигли минимальной отметки - 638,4 млрд рублей (25 млрд долларов), тогда как в понедельник еще составляли 675,6 млрд.
По словам банковских работников и аналитиков, после грузинского конфликта даже государственным банкам типа "Сбербанка" (государственный российский банк, который работает с физическими лицами) будет, возможно, нелегко привлечь капитал за границей. В данный момент "Сбербанк" пытается занять на международных рынках 1 млрд долларов с лишним в форме синдицированного кредита.
Министр финансов России Алексей Кудрин во вторник попытался обуздать негативные последствия. Выступая на инвестиционном форуме Reuters, он сказал, что конфликт с Грузией снизил для России политические риски, устранив опасность дальнейшей эскалации вооруженного конфликта, а недавнее разрешение спора за контроль над российско-британским энергетическим предприятием ТНК-BP демонстрирует, что Россия пытается улучшить инвестиционный климат в стране.
Но представителей банковской сферы это не убеждает. Один из них сказал: "Скорее всего, инвесторы будут игнорировать Россию. Компании не смогут выпускать ценные бумаги на международных рынках".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях