Статьи по дате

Financial Times Deutschland | 10 сентября 2008 г.

Нино Бурджанадзе: "Саакашвили придется ответить"

Нильс Краймайер и Ева Вайкерт

В Грузии после войны с Россией от президента Саакашвили отвернулась часть политической элиты. Бывшая председатель парламента Бурджанадзе, которую на Западе рассматривают как преемницу Саакашвили, требует внутреннего грузинского расследований причин начала войны с Россией

"Если страна пережила такую трагедию, то у людей есть право знать правду", - сказала Нино Бурджанадзе в интервью FTD. Из-за войны президент Саакашвили оказался "в очень затруднительном положении". В то же время Бурджанадзе объявила, что она собирается создать собственную партию.

Таким образом Бурджанадзе становится возможной альтернативой Саакашвили. С 2001 года по май 2008 года она возглавляла парламент и в течение длительного времени была сподвижницей президента. Однако когда в прошлом году он прибег к насильственному подавлению протестов, она от него дистанцировалась. На Западе Бурджанадзе рассматривают как возможную преемницу Саакашвили. В Берлин она прибыла в понедельник, чтобы после фактического раздела Грузии в результате войны с Россией агитировать правительство Германии за сохранение территориальной целостности ее страны. В конце августа она летала на переговоры в Вашингтон в Госдепартамент.

В среде грузинской оппозиции критика действий Саакашвили в конфликте вокруг мятежных провинций Южная Осетия и Абхазия звучит все громче. Президента упрекают в слишком острой реакции, выразившейся в приказе атаковать Южную Осетию. Стране грозит смена настроений, говорит Давид Афрасидзе, профессор политологии из Тбилисского университета. "Главный вопрос - почему грузинская армия вошла в Южную Осетию. Никто не мог серьезно надеяться, что Россия на это не отреагирует", - считает он.

Саакашвили постоянно оправдывается тем, что в Южную Осетию вошло 150 российских танков - однако доказательств этому он до сих пор не представил. При всем том среди критиков из его ближайшего окружения утверждение, будто войну в Южной Осетии спровоцировала Россия, считается бесспорным. Бурджанадзе в принципиальной оценке конфликта тоже во многом едина с Саакашвили.

Тем не менее, некоторые подробности нападения еще остаются невыясненными. "Я хочу знать, что произошло в начале войны, - говорит Бурджанадзе, - ведь я не знаю, был ли то всего лишь ответ на российские провокации". Кроме международной комиссии по расследованию, считает она, грузинским правительством должна быть создана внутренняя следственная группа, которая займется выяснением, что послужило причиной начала военных действий и почему грузинская армия была так быстро разбита российскими войсками. Если ответы правительства на вопросы следствия окажутся "неприемлемыми, то виновные должны быть наказаны", считает политик. Вследствие войны у Грузии возникли крайне серьезные проблемы. Свой вклад в их разрешение она собирается внести при помощи своей новой партии.

Бурджанадзе апеллирует к ЕС и США, чтобы те последовательно отстаивали пребывание Южной Осетии и Абхазии в составе грузинского государства. Для этого Запад, "причем единодушно", должен выступить против Москвы. Россия нарушила международное право, признав провинции независимыми государствами, утверждает она. У более чем 300 тыс. беженцев, покинувших эти территории, нет "никакого другого дома, а также права вернуться".

Она обвиняет Россию в том, что через создание спорных буферных зон и затягивание с отводом войск из собственно Грузии Москва целенаправленно хочет отвлечь внимание от территорий, за которые разгорелась битва. "Москва действует очень умно, вынуждая Запад говорить о чем-то другом, а не о конфликтных регионах", - сказала грузинский политик. Вопреки всем его заверениям русские меньшинства в конфликтных провинциях Кремль не интересуют вовсе, считает она. Правительство России имело своей целью установление контроля над грузинским государством в целом, потому что ее страна - важный транзитный путь для поставок энергоносителей Западу. У нее лично есть неоспоримые доказательства тому, что российская армия собиралась дойти до Тбилиси. Москву остановили только усилия ЕС о перемирии. Своими силовыми действиями Россия добилась того, что отношения между русским и грузинами "теперь полностью разрушены", утверждает она.

При всем том Бурджанадзе выступает за диалог с Кремлем. "Мы соседи и не можем 50 лет ждать нового сближения". Международная изоляция России вредна. "Ее эффект будет гораздо хуже, чем даже от холодной войны".

Западу тоже нужно "пространство для переговоров с Москвой", однако ее экспансионистские устремления он может остановить жесткими санкциями. В качестве примера Бурджанадзе назвала ограничение соглашений о свободной торговле и упрощенном порядке выдачи виз. Одновременно, считает она, Запад должен стать более независимым от поставок российских энергоносителей.

Источник: Financial Times Deutschland


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru