Le Figaro | 10 сентября 2008 г.
Киев становится стратегическим партнером ЕС
Лора Мандевиль
Страны Евросоюза принимают участие в судьбе Украине в попытке сдержать экспансионизм России
Европейский союз занялся животрепещущим вопросом безопасности и стабильности Восточной Европы, которым до сих пор слишком пренебрегал. Президент Николя Саркози и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, едва прилетев на рассвете из Тбилиси, где они выполняли щекотливую посредническую миссию в российско-грузинском конфликте, начатую в Москве, встретились с украинским президентом Виктором Ющенко, чтобы сообщить ему о вступлении в силу нового плана действий, который должен привести к заключению соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС до марта 2009 года.
В торжественном совместном заявлении стороны поздравили друг друга со значительным прогрессом, достигнутым с момента принятия плана действий ЕС-Украина в 2005 году. "Осознавая стратегическое значение связей между Европейским союзом и Украиной, президенты решили придать решающий импульс нашим отношениям", - говорится в тексте, настаивающем на необходимости расширения политического и энергетического сотрудничества.
ЕС, шокированный зрелищем российских танков, которые оккупировали территорию одного из соседей Москвы, начал осознавать значение "украинской карты" для стабилизации собственных границ. "Европа согласилась на это амбициозное партнерство потому, что прекрасно понимает: проблемы в регионе начались не 7 августа... Проблемы границ и безопасности существуют в этом регионе на протяжении трех веков", - сказал во вторник президент Саркози, подчеркнув, что вопрос о вступлении в ЕС остается открытым. В подписанной во вторник декларации ЕС ограничился тем, что "признал европейское призвание Украины". Это "не закрывает ни один из путей", настаивал во вторник Николя Саркози.
Некоторые страны, например Польша, предпочли бы, чтобы ЕС более определенно выразился о будущем вступлении Украины. Однако многие страны-члены, в том числе Голландия, негативно относятся к новым расширениям из-за внутренних проблем, которые ставит перед Европой необходимость "переварить" предыдущие расширения, и они выступили против. Франция, Германия и Италия, всегда склонные щадить чувства большого русского брата, тоже охладили пыл Варшавы.
Как бы то ни было, президент Виктор Ющенко выразил во вторник свое удовлетворение. "Нам предстоит много и долго работать... Но для нас это первый шаг к тому, чтобы стать членом Европейского союза", - сказал он. Обеспокоенный имперскими замашками России в Грузии, автоматически создавшими потенциальную угрозу для Крыма, где в Севастополе базируется российский флот, президент Ющенко одобрил специальное заявление по Грузии, подписанное двумя сторонами. В нем ЕС и Украина напомнили, что грузинские конфликты необходимо урегулировать, исходя из "принципов территориальной целостности и суверенитета, признанных международным правом". В декларации также говорится, что "каждое государство имеет право свободно определять свою внешнюю политику и выбирать себе союзников". Эта фраза звучит как предупреждение России, которая ведет себя так, будто обладает правом вето на стремление Тбилиси и Киева вступить в НАТО. "Вопрос о территориальной целостности Украины не обсуждается", - повторил во вторник Николя Саркози, подчеркнув, что на переговорах в Москве "ничто не говорило" о том, что этот принцип подвергается сомнению.
Главный столп
Благодаря активным действиям Николя Саркози и Баррозу на первый план выходит европейская "мягкая сила" как главный столп стабильности в Восточной Европе и движущая сила "диалога с Москвой". Французский президент напомнил, что, если вывод российских войск будет осуществляться по намеченному графику, переговоры по новому соглашению о партнерстве с Россией возобновятся 10 октября. "Нам нужна не холодная война, а хладнокровие, - сказал Жозе Мануэль Баррозу. - Мы работаем над созданием - через диалог - Европы без блоков, демократической Европы".
Однако эта европейская мобилизация не дает никаких ощутимых гарантий безопасности странам-соседям Москвы. В отсутствие собственно европейской "жесткой силы" (hard power) для них единственно надежным ориентиром остается НАТО, напомнил во вторник один польский журналист.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях