Der Standard | 10 сентября 2012 г.
Маскарад солидарности c Pussy Riot
Роберто де Лапуэнте
"По всему миру люди надевают балаклавы, тянут вверх кулаки и прыгают в такт Pussy Riot: маскарад солидарности, отлично привлекающий внимание и превращающийся в массовое мероприятие. Люди охотно откликаются на него, потому что он смотрится весело и оригинально. Однако он явно не несет ни политической, ни просветительской идеи. Так же, как индустрия культуры, согласно Адорно и Хоркхаймеру, создает популярную культуру, литературу, кинематограф, ей, по-видимому, удается создавать популярную политику и популярную солидарность", - пишет политблоггер Роберто де Лапуэнте в материале для Der Standard.
"То, что название Pussy Riot звучит даже из уст таких людей, как Вестервелле и Меркель, наглядно демонстрирует степень лицемерия в происходящем. Неужели кто-то в самом деле думает, что немецкий политик произнес бы название немецкой группы, звучащее как "взбунтовавшиеся вагины"?" - пишет де Лапуэнте.
Некоторые люди, в том числе и Вестервелле, говорили, что свобода художественного самовыражения неподсудна, напоминает блоггер. "Это не ошибочно, но с Pussy Riot связано слабо", - пишет он.
"Акционистское искусство в своей манере игры с политикой с помощью провокации и сознательного преувеличения протестует против правил общественной жизни, воспринимаемых как подавляющие и авторитарные. Оно ищет конфронтации" и расценивает произведенный эффект как исцеляющий шок, объясняет де Лапуэнте.
"Именно завышенный, преувеличенный до смешного, затребованный смехотворными представителями системы приговор демонстрирует, что критика была "реалистичной". Тот, кто гадит на государственный флаг, чтобы поиздеваться над националистическими импульсами, и приговаривается к наказанию за оскорбление государственных символов, получает подтверждение своей правоты. А тот, кто называет Путина богом и обвиняет православие в близости к политической власти, по идее, не должен печалиться, что государство в судебном порядке подтверждает оправданность его возмущения. Поэтому сами по себе судебные преследования являются не урезанием свободы художественного самовыражения, а частью художественной акции", - рассуждает автор.
По его словам, тот, кто пытается представить акцию Pussy Riot как простые "девичьи проделки", оказывает активисткам медвежью услугу, потому что отрицает серьезность замысла. И нарушение религиозного обряда, и оскорбления религиозных чувств были частью плана, пишет автор, и в западной культуре, по его словам, за это, как минимум в теории, тоже предусматривается тюремное наказание. В этом смысле, "хотя это и звучит цинично", акцию следует считать удачной, резюмирует автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях