Ha'aretz | 11 июля 2003 г.
Начало процессу худны было положено в тюрьме
Амос Харель
Лидеры палестинских заключенных - членов "Фатх", находящиеся в израильских тюрьмах, несут ответственность за десятки терактов-самоубийств и обстрелов по обе стороны зеленой черты. Однако во время беседы с корреспондентом Haaretz на этой неделе все они единодушно высказались в поддержку прекращения огня, которое известно еще под названием худна.
Как ни удивительно, но они также заявляют о готовности примириться с Израилем и выражают надежду на то, что предпринимаемые в данный момент шаги приведут к заключению мирного договора между израильтянами и палестинцами.
"Сегодня истинное руководство палестинского народа - это заключенные, - говорит один из высокопоставленных активистов "Фатх". - Начало процессу худны было положено заключенными-ветеранами".
Проект соглашения о прекращении огня был составлен в тюрьмах и передан палестинским организациям на воле. Затем его более 6 месяцев с некоторыми интервалами обсуждали в Каире.
"Мы понимали, что "Хезболлах" и палестинские организации не вытащат нас, и ждать, пока они похитят солдат (израильской армии, с тем чтобы обменять их на палестинских заключенных) бесполезно. Заключенные - члены "Хамас" и "Исламского джихада" - активно работали, чтобы убедить свое руководство. Каждая война должна оканчиваться политическим шагом. И мы бы хотели, чтобы наше освобождение стало частью этого шага", - продолжает он.
Палестинские лидеры, находящиеся в заключении, настаивают на массовом освобождении палестинцев из израильских тюрем, однако они понимают, что этот процесс может растянуться на годы. Уверенные в том, что палестинская администрация сдержит свои обещания, они готовы дать палестинскому и израильскому руководству некоторою отсрочку в разрешении их проблем, но подчеркивают, что без освобождения заключенных никакого настоящего прогресса и никакого мира не будет.
Освобождение заключенных имеет ключевое значение для палестинского общества, отмечают они, и поэтому решение Израиля оставить в заключении тех, у кого на руках "есть кровь", неприемлемо.
"Какая разница, в крови у меня руки или нет? - восклицает один из лидеров. - Жертвы во время войны вполне естественны. Вы держите за решеткой 6 тысяч палестинцев из-за своих жертв, но сколько (израильских) солдат сидят в тюрьме из-за убитых палестинцев? За убитых палестинцев не платит никто, разве что задержанный хевронский пограничник. Можете ли вы утверждать, что большинство жертв с нашей стороны были террористами? Посмотрите на операцию "Шехада" (сектор Газа, июль 2002 года). Вы убили 17 граждан в попытке ликвидировать одного-единственного разыскиваемого человека".
Заключенные прекрасно знают свой статус как за решеткой, так и на свободе. "В своем районе я играю более важную роль, чем Абу Мазен, - хвастается один из активистов, - а в его лагере (указывает на своего друга) его слово значит больше, чем приказ Дахлана".
По мнению заключенных, поведение Израиля унижает палестинского премьер-министра.
"Что вы ему предлагаете? Три с половиной сотни людей, половина которых была задержана за нелегальное пребывание в Израиле, а вторая половина должна быть и так освобождена через месяц-другой. Этого мог бы добиться любой деревенский мухтар", - возмущается один из активистов.
Арафата здесь почитают как "символ борьбы", однако истинным лидером все заключенные признают Марвана Баргути. "Мы смотрим только на Марвана. Он единственный политический лидер, который верен интифаде и который не боится принимать в ней личное участие. Другие только дают обещания и исчезают", - говорит палестинский заключенный.
Еще один активист сообщает, что заключенные поддерживали связь с Баргути постоянно, вплоть до его изоляции некоторое время назад, и добавляет: "Когда Марван говорит, его слушают. Только его письмо из тюрьмы убедило "Бригады мучеников Аль-Аксы" (одно из боевых подразделений "Фатх") подписать договоренность о худне".
По словам заключенных, продолжение активистами "Фатх" террористических атак на Западном берегу - это реакция на массовые аресты, проводимые Израилем. Активисты не сложат оружие до тех пор, пока "они не смогут спокойно вернуться домой", не опасаясь, что "их убьет Армия обороны Израиля".
Насилие в Рафахе тоже не вызывает их удивления - оно нацелено на то, чтобы помешать израильтянам разрушить тоннели, по которым палестинцы провозят контрабанду.
Террористический акт в Кфар-Йавеце в понедельник? "Тут работал какой-то одиночка", - уверены они.
В каждой тюрьме среди заключенных есть свое руководство, в состав которого входят представители всех террористических организаций. Председателем обычно становится представитель той организации, к которой принадлежит большинство заключенных. "Тюрьма - это самое демократическое место во всей Палестинской автономии", - замечает лидер одной из тюрем.
Руководства различных тюрем поддерживают между собой постоянные связи, так же как и с активистами на воле.
Лидеры заключенных следят за развитием событий в Израиле и могут процитировать даже куски из передачи, посвященной тайным операциям израильских командос, которую показывали по телевизору на прошлой неделе. Некоторые из них уже ранее отбывали сроки наказания в израильских тюрьмах и бегло говорят на иврите. В последнее время атмосфера в тюрьмах стала довольно напряженной: заключенные жалуются на то, что израильские власти сократили время прогулок и занятий спортом во дворе и урезали рацион питания. Стали редкими визиты родственников.
Сейчас заключенные подумывают о том, чтобы объявить голодовку - в знак протеста против плохих условий содержания и задержки освобождения из тюрем, а также в знак солидарности с Баргути, который голодает с начала этого месяца.
На вопрос о том, считают ли они интифаду успешной, один из лидеров отвечает: "Проиграли и мы, и вы. Мы слышали, как ваш глава генштаба Яалон заявил, что вы выиграли. Неужели потеря 816 израильтян и 3 тысяч палестинцев - это победа?"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях