Le Figaro | 11 июня 2002 г.
"Шарон - последнее препятствие на пути создания палестинского государства"
Пьер Приер
Мохаммед Дахлан, 41 год, был одним из основных участников мирного процесса в Осло. Переговорщик, затем "суперфлик", он боролся с исламистами, находясь на посту главы службы превентивной безопасности в секторе Газа, когда палестинские власти сотрудничали с Израилем. Соединенные Штаты надеялись на то, что он возглавит процесс реформирования палестинских спецслужб. Но Арафат довольствовался лишь незначительными изменениями в кабинете министров. Мохаммед Дахлан, единственный высокопоставленный полицейский, ушедший в отставку. Он согласился на предложение Арафата стать его "специальным советником". Западные дипломаты называют Дахлана "современным политиком".
- Ясир Арафат, как говорят, предложил вам пост специального советника по вопросам политики и безопасности. Приняли ли вы это предложение?
- Я убедил президента позволить мне оставить пост главы спецслужб, которые я возглавлял в течение семи лет. Он дал мне немного времени на размышление, но я готов выполнять любую миссию, которую он мне поручит.
- Удовлетворены ли вы новым урезанным составом палестинского правительства, о формировании которого было объявлено в воскресенье?
- Это правительство не реализует надежды и чаяния палестинского народа. Но и этот шаг можно считать позитивным. Прежде всего потому, что это переходное правительство в ожидании выборов, которые пройдут будущей зимой.
- Говорят, что вы хотели бы стать министром внутренних дел.
- Нет, это не так. Я больше не хочу работать в структурах безопасности. Я подал прошение об отставке 2 мая, на следующий день после снятия осады с резиденции Арафата.
- Ваше соперничество с вашим коллегой с Западного берега реки Иордан полковником Раджубом разве не является иллюстрацией борьбы кланов внутри палестинской администрации?
- У меня никогда не было проблем с Раджубом. У него проблемы с самим собой.
- Международное сообщество требует проведения реформ служб безопасности. Или реформирование этих структур не имеет сегодня особого значения?
- Отказ от реформирования структур безопасности не принесет пользы президенту. Но это уже не моя проблема. Я буду заниматься другими делами. Я навсегда покончил со службами безопасности.
- Согласятся ли палестинцы с требованием директора ЦРУ о сокращении численности спецслужб в три раза?
- Мы не должны обращать слишком много внимания на требования извне. Мы должны продолжать реформы.
- Если будут объявлены президентские выборы, станете ли вы кандидатом?
- Я считаю Абу Аммара (военный псевдоним Ясира Арафата) отцом и лидером. Я не кандидат. Это нельзя назвать важным постом, это роль, которую исполняет лидер.
- Считаете ли вы возможными выборы в то время, как перемещение палестинцев по Западному берегу реки Иордан невозможно?
- Конечно, нет. Международное сообщество должно заставить израильские танки отойти.
- Существует ли еще резиденция палестинского президента? Израильская армия выстрелила из гаубицы по спальне Арафата. И сейчас израильские солдаты окружают то, что осталось от штаб-квартиры Арафата.
- Шарону надо представить конкретный результат израильскому народу. Он развернул военную кампанию против городов и лагерей беженцев. Он уничтожил штаб-квартиру палестинской администрации. Он входит и выходит из Рамаллаха. Но насилие продолжается. Теперь он пытается заставить поверить израильтян в то, что единственным решением является ликвидация Арафата. И что потом? Шарон не задавался этим вопросом? Есть два решения: уничтожить Арафата или возобновить мирный процесс. Но ему не нравится это второе решение. Он будет продолжать агрессию, и результат будет еще хуже.
- Но можно ли обсуждать мир, пока насилие продолжается?
- Мы против терактов в Израиле. Мир должен помнить о том, что каждый день погибают мирные палестинцы. Что же касается терактов внутри палестинских территорий, то это сопротивление.
- Надеетесь ли вы на то, что переговоры будут продолжены?
- Все зависит от позиции американцев. Если они искренне захотят мира, то дорога к нему открыта. Предложения арабских стран прояснили эту ситуацию.
- Включая предложения президента Египта Хосни Мубарака, предложившего в самое ближайшее время создать палестинское государство и отложить на более поздний период делимитацию границ?
- Соединенным Штатам эти идеи не понравились. А палестинцы больше не пойдут ни на какие промежуточные решения.
- Вы надеетесь на то, что президент Буш возобновит переговоры?
- Конечно. Наша позиция ясна. Мы готовы принять участие в международной конференции при условии, что заранее будет определен круг обсуждаемых вопросов: ясная и выполнимая повестка дня, реальные сроки и условия. Например, последние решения арабского саммита и предложения американцев в пользу Палестинского государства. Заявления Буша в ООН, Пауэлла в Италии. Теперь, мяч на половине американцев.
- Готов ли Шарон принять участие в международной конференции, которую американцы и европейцы хотят провести в самое ближайшее время.
- Шарон хочет говорить с арабами, провести обмен мнениям, и все. Это нам неинтересно.
- Вы продолжаете верить в создание палестинского государства?
- Да. Шарон - единственное препятствие на пути создания палестинского государства. Интифада оказала влияние на израильское общество и на международное сообщество.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях