Panorama | 11 июня 2003 г.
В какую игру играет Арафат
Паоло Папи
Объединение основных террористических организаций означает новый этап в наступлении против "Дорожной карты" и премьера Абу Мазена. Он, в свою очередь, чтобы избежать гражданской войны, должен протянуть руку Арафату.
Нравится это кому-то или нет, но удаление президента Ясира Арафата из круга иностранных лидеров может самым негативным образом сказаться на плане мирного урегулирования и на перспективах борьбы палестинского премьер-министра с терроризмом. Но пока уход со сцены обиженного престарелого лидера ООП привел к двум последствиям: делегитимизации премьера палестинской автономии, как того хотел Арафат, и политико-организационному объединению самых крупных палестинских вооруженных группировок.
"Хамас", "Исламский джихад", "Фатх" ("Бригады мучеников аль-Аксы"), Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) и Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП) сформировали единое командование, целью которого является провал плана мирного урегулирования, возврат к курсу Арафата и усиление блокады палестинских городов и деревень властями Иерусалима. В соответствии с планами этого союза террора, объединившего наследников идей светского национализма, марксистов из НФОП-ДФОП и исламских фундаменталистов, Абу Мазену не суждено долго находиться на своем посту. Можно сказать, что дни его сочтены. И если он действительно хочет положить конец вооруженной интифаде, утверждают радикалы, ему придется отвечать за начало гражданской войны на палестинских территориях.
Арафат, с удовольствием наблюдающий сцену создания этого необычного брачного союза террористов, и пальцем не пошевелит. Потому что провал попытки Абу Мазена, его дискредитация в глазах своего народа приведут к возвращению на политическую арену самого Арафата: он надеется и в последние годы жизни играть роль первого плана.
Новая стратегия палестинского террора была принята в Газе. Спустя несколько часов после встречи руководителей трех основных вооруженных формирований в Ереце был совершен террористический акт, ответственность за который взяли на себя "Хамас", "Исламский джихад" и "Фатх". Одетые в форму израильской армии, три боевика из трех различных организаций открыли огонь из автоматов Калашникова и забросали гранатами израильский контрольно-пропускной пункт. Четыре израильских солдата были ранены, три палестинских боевика убиты.
Политический итог - отступление Абу Мазена. Если ценой продолжения процесса мирного урегулирования станет кровопролитная гражданская война, то он решил отступить. "Никто не может принудить нас к междоусобной войне. Заявления, сделанные в Акабе, поняты неправильно", - заявил премьер палестинской администрации.
Террористические организации ждали этого сигнала. Абу Мазен, по словам стратегов этого наступления, может лишь вести переговоры о временном перемирии, а не о мире. Перемирие служит вооруженным группировкам для реорганизации после арестов и гибели многочисленных боевиков. Благодаря акту "милосердия" со стороны Израиля лидеры, находящиеся в тюрьме, могут выйти на свободу. Палестинские группировки под политическим прикрытием Арафата сумеют, таким образом, примириться между собой, дать сигнал семьям, чьи родственники находятся за решеткой, и воспользоваться авторитетом боевиков, находящихся пока в израильских тюрьмах. И как следствие, они будут признаны истинными лидерами палестинского сопротивления.
Несмотря на освистывание Ариэля Шарона на съезде партии "Ликуд" и объединение вооруженных группировок против Абу Мазена, творцы американской внешней политики Кондолиза Райс и Колин Пауэлл демонстрируют оптимизм. "Дорожная карта" продолжает оставаться приоритетом администрации Буша". Но не все так просто.
В 1996 году в Шарм-эль-Шейхе на саммите, названном "Творцы мира", Арафат попросил у мировых лидеров миллиард долларов, чтобы в финансовом смысле противостоять сети "Хамас" в лагерях палестинских беженцев, чтобы создать социальную, военную и благотворительную структуру, альтернативную той, что делает популярным экстремизм и вербовку террористов-смертников. Арафат пользовался доверием? Некорректный вопрос: в то время на его просьбу был дан отрицательный ответ.
Сегодня некоторые полагают, что была сделана трагическая ошибка: пользуясь изречением Мао, пока не будет высушена вода, в которой плавает рыба терроризма, не стоит и надеяться на мир на Святой земле. В то время Арафат по крайней мере делал вид, что играет на поле мира, но в его лагере уже тогда был шейх Ахмед Ясин. Сегодня эти двое объединились в союз в попытке дискредитировать Абу Мазена.
Так значит, чтобы процесс мирного урегулирования был продолжен, необходимо возвратить Арафата, единственного, кто еще обладает хотя бы каким-нибудь влиянием, чтобы призвать к порядку различные вооруженные группировки? В прошлом он неоднократно не использовал возможность восстановить мир, избирал двойственные решения, поддерживал контакты с террористическими лидерами палестинского сопротивления. Но межпалестинская война подхлестнет Израиль и положит конец "Дорожной карте".
Кажется очевидным, что ни Абу Мазен, ни генерал Сулейман, серый кардинал египетских спецслужб, не пользуются популярностью и не имеют достаточно сил, чтобы вернуть мир на палестинские территории. Некоторые израильские наблюдатели уже поговаривают о том, что, хочешь не хочешь, придется вновь иметь дело с Арафатом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях