The Economist | 11 мая 2007 г.
Главный вопрос
Редакция
Сегодня случаи лишения палестинцев права проживания в Иерусалиме происходят чаще, чем когда-либо
15 мая, в день "Накба" ("катастрофы") палестинцы скорбят о потере большей части своей родины. По мрачной иронии, в этом году "День Иерусалима", тот день по иудейскому лунному календарю, когда Израиль празднует "возвращение" города после захвата Западного берега в 1967 году, выпадает на следующее число.
245 тысяч иерусалимских палестинцев с особой остротой чувствуют эту иронию. В прошлом году 1363 палестинца, многие из которых принадлежали к древним иерусалимским родам, лишились права жить в городе - это самое большое количество за весь предшествующий период, в шесть раз превышающее показатель предыдущего года.
Демография стала главным полем битвы за контроль над священным городом с момента аннексии Израилем восточной, арабской части. Израиль пытался упрочить свои позиции, строя еврейские поселения (с точки зрения международного права, незаконные) вокруг арабских. Систематическое недофинансирование муниципальных служб восточной части города вынудило многих палестинцев переселиться на Западный берег, в близлежащие Рамаллах или Вифлеем. И, тем не менее, евреи сегодня составляют только 66% населения города, тогда как в 1967 году их было 74%. В опубликованном на этой неделе докладе сообщается, что рост арабского населения почти в два раза превышает этот показатель среди евреев.
Тем временем Израиль под различными предлогами аннулировал статус "постоянного резидента", предоставленный большинству иерусалимских арабов после аннексии. Этот статус подразумевает право на работу, получение социальных льгот и голосование на местных выборах, но не на получение паспорта или участие в общегосударственных израильских выборах. Его незыблемость, по всей видимости, тоже не предусмотрена. В 1995 году Израиль начал лишать этого статуса палестинцев, которые не могли доказать, что Иерусалим является их "центром жизни". Это прекратилось четыре года назад, когда выяснилось, что такая политика приводит к возвращению еще большего числа палестинцев.
Теперь они лишаются статуса, если живут за границей больше семи лет или получают вид на жительство или гражданство другого государства. Тогда Израиль обращается с ними, как с остальными ненатурализованными приезжими, "хотя это Израиль иммигрировал к ним", говорит Йотам Бен-Гилель, адвокат юридической консультации HaMoked. Прошлогодний пик аннуляций, отмечалось в письме министерства внутренних дел Израиля к израильской правозащитной организации B'Tselem, объясняется "улучшением порядка работы и контроля в министерстве, прежде всего на контрольно-пропускных пунктах".
Но даже и в этом случае иерусалимские арабы могут вернуть себе право на жительство, если приезжают в Израиль по крайней мере раз в три года. Проблема в том, что они лишаются его автоматически, иногда не зная об этом, а потом должны доказывать свою правоту. Ахмед Джубран, уехавший за границу в 1989 году и получивший в 1997 году американское гражданство, сказал, что приезжал к своим родственникам не реже одного раза в год. Два года назад израильские пограничники стали ставить штампы в его американский паспорт, а не в пропуск, который Израиль выдает иерусалимским арабам. Они предупредили его, что он может и не получить визу. Только три месяца назад он узнал, что его лишили права на жительство. "Я сделаю все, чтобы вернуть его, - говорит он. - Я готов даже стать евреем, если они этого хотят".
Убирайтесь прочь
Но и иерусалимцы, живущие в любом другом месте на Западном берегу Иордана, могут лишиться вида на жительство. Раз простой отъезд из города не подразумевает пересечения границы и, следовательно, не может быть документально подтвержден, власти подвергают всех подозреваемых в проживании за пределами города целой серии проверок, от ревизии квитанций об оплате муниципальных налогов и счетов за коммунальные услуги, до регулярных рейдов инспекторов по домам с досмотром ящиков с бельем и кухонных шкафов.
Иерусалимцы могли бы активнее участвовать в решении своей судьбы, если бы большинство из них не бойкотировало муниципальные выборы. Они делают это отчасти в знак протеста, но отчасти, уверяет Рами Насралла, глава Международного центра мира и сотрудничества в Иерусалиме, потому, что страх потери права на жительство довлеет над всеми их контактами с властями. "Они стали большими индивидуалистами, - говорит он. - Это стратегия выживания".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях