Süddeutsche Zeitung | 11 апреля 2005 г.
Дорога на Запад
Томас Урбан
Украина, Грузия и Молдавия дистанцируются от Путина и ищут сближения с ЕС
Для многочисленных украинских публицистов и политиков - во главе с президентом Виктором Ющенко - очевидно то, что без западного опыта, который сотни тысяч молодых украинцев приобрели за последние годы, оранжевой революции в конце прошлого года не было бы. В связи с немецким визовым скандалом из Киева последовал комментарий: сохраните за нашими студентами возможность ездить на Запад! Ведь германское министерство иностранных дел впало из одной крайности в другую. Если практика, установленная несколько лет назад министром иностранных дел Йошкой Фишером, открыла двери в ЕС, в частности, уголовникам, то сегодня проблемы с получением виз испытывают не только участники студенческого обмена, но также деятели искусства и представители бизнеса.
Российские сырьевые ресурсы
Так же оценивает ситуацию и президент Грузии Михаил Саакашвили, который дружит с Ющенко: Грузия относится к Европе, страна смотрит в сторону Запада. С "революции роз" в конце 2003 года, которая свершилась в обедневшей кавказской республике, началась волна протестов, которую политологи называют "вторым этапом освобождения от Москвы". Первый ознаменовался серией деклараций о независимости, которые в конце 1991 года привели к распаду Советского Союза, объединения, построенного на принуждении.
О полном политическом и экономическом дистанцировании от Москвы никто не помышляет, поскольку как Украина, так и Грузия зависят от российских сырьевых и энергетических ресурсов. Туда же направляется большая часть экспорта. По этой причине подчеркивают как в Киеве, так и в Тбилиси, Москва, само собой разумеется, остается стратегическим партнером. Конечно, существует стремление, чтобы в крупных проектах, например, в строительстве трубопроводов, также принимали участие западные партнеры. Ведь никто не хочет повторения опыта 90-х годов, когда Москва, закручивая газовый и нефтяной вентиль, пыталась восстановить политический контроль над бывшими советскими республиками.
Поэтому предложенная главой Кремля Владимиром Путиным модель единого экономического пространства совершенно неинтересна не только для украинской и грузинской элиты, но и для руководства маленькой Молдавии. Они отказались от единой валюты, через которую "большой брат" мог бы оказывать на них давление, кроме того, они также не хотят закрывать себе дорогу в ЕС.
Вторая причина отхода от Москвы имеет психологическую природу: Россия неинтересна молодым элитам бывших советских республик. Путин, который не обладает чувством юмора и, согласно опросам, больше не является объектом всеобщих симпатий, остановил процесс демократизации и фактически отменил свободу печати. Зато в Чечне идет война. Молодые мужчины в соседних странах понимают, что их сверстникам в России приходится считаться с возможностью призыва в армию и последующей отправки на Северный Кавказ.
То, что захвату заложников в "Норд-Осте" и Беслане Путин противопоставил грубую силу, стоило ему репутации также среди русскоязычной интеллигенции, живущей в бывших советских республиках. Своей поддержкой в Киеве олигарха из Восточной Украины Виктора Януковича, у которого неоднозначное прошлое, связанное с криминалом и КГБ, Путин способствовал тому, что слой русскоязычной интеллигенции заново открыл для себя украинский патриотизм.
От Таллина до Тбилиси люди с недоверием следят за реакцией Москвы на "второй этап освобождения". В Думе, российском парламенте, националистически настроенный депутат Владимир Жириновский не раз убежденно повторял: "Если они нас не любят, то они должны нас бояться!" За что всегда награждался аплодисментами. Москва все еще страдает "фантомной болью утраченной империи", писала украинская русскоязычная газета "Киевские ведомости". Россия, считает она, должна с самых азов учиться нормальному человеческому поведению: партнерскому отношению с соседями, даже если они маленькие и кажутся слабыми.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях