The Guardian | 11 апреля 2007 г.
Неонацисты эксплуатируют историю на фоне роста недовольства
Гьюла Хегйи
По всей Восточной Европе сносят памятники тем, кто сражался с нацизмом, а крайне правые реабилитируются.
В Центральной и Восточной Европе националисты эксплуатируют мучительную историю Второй мировой войны, чтобы подогревать антироссийские настроения и реабилитировать крайне правых на фоне роста социального и экономического недовольства. Этот процесс находит свое отражение и в России.
Последним в цепи подобных событий стало решение польских властей приостановить открытие постоянной российской экспозиции на месте лагеря смерти Освенцим, потому что некоторые из его жертв (находившихся на аннексированной довоенной территории Польши) были названы советскими гражданами. Трудно себе представить более печальный и циничный спор, чем спор о гражданстве миллионов людей, погибших в бойне. Большинство из них были, разумеется, евреями, и в глазах нацистов и поляки, и русские одинаково относились к категории Untermenschen.
Решение Польши следует за принятым несколько недель назад решением эстонских депутатов убрать советский памятник войны из центра Таллина. Акт, санкционирующий удаление этого памятника, это закон "О сносе запрещенных сооружений" - достойное Оруэлла название новой холодной войны против истории. "Запрещенное сооружение" в данном случае представляет собой двухметровую бронзовую статую советского солдата, воздвигнутую в 1947 году в память о воинах Красной Армии, павших в борьбе с фашистами.
Бронзовых и мраморных солдат сносят по всей Восточной Европе. Эта кампания началась в 1989-1991 годах вместе с выводом советских войск. Советские памятники уничтожались, улицы и площади с русскими названиями переименовывались, красные звезды падали со стен. В некоторых странах после бурного переходного периода напряжение спало, но в Прибалтийских республиках эта холодная война против истории приобретает форму постоянного крестового похода.
Ликвидация памятника в Таллине - это только верхушка айсберга. Был принят законопроект, согласно которому эстонцы, служившие в немецкой армии, включая 20-ю стрелковую дивизию "Ваффен СС", признаются "борцами за независимость Эстонии". Период службы в СС прибавляется к трудовому стажу для выплаты пенсии, в то время как служба в Красной Армии в рамках антигитлеровской коалиции - нет.
Латышские крайне правые также активно взялись за переписывание истории. Марши латвийских легионов СС хорошо известны, даже самых антикоммунистически настроенных друзей Латвии в США и Западной Европе шокируют эти спонсируемые государством нацистские парады. Большинство латвийских евреев были убиты латвийскими полицейскими, и просто отвратительно видеть, как в латвийских книгах и на латвийских сайтах в гибели жертв Холокоста обвиняют "коллаборационистов Сталина".
Разумеется, в республиках Прибалтики многим не нравится обеление нацистского прошлого. И в парламентах Эстонии и Латвии (не говоря уже о сильных левых политиках Литвы) есть демократы, СМИ и НПО, которые защищают антифашистские мемориалы и возражают против демонстраций нацистского культа. Президент Эстонии выступил против "безответственного поведения" сторонников закона о "запрещенных сооружениях". Многие латыши осуждают митинги ветеранов СС и требуют равных прав для представителей русского меньшинства страны. Эти демократы нуждаются в более сильной поддержке со стороны Западной и Центральной Европы.
К советским памятникам с уважением относятся в Берлине, и посетители восстановленного Рейхстага могут до сих пор видеть надписи на старых стенах, сделанные российскими солдатами в 1945 году. Германия подает хороший пример того, как следует относиться к нацистскому прошлому, но лишь немногие восточноевропейские страны готовы ему последовать.
В моем родном Будапеште на площади Свободы много советских памятников, которые пережили смену правительств. Однако в сентябре прошлого года крайне правые устроили массовые выступления, подожгли здание государственного телевидения и атаковали эти памятники. В некоторых областях Венгрии недавно избранные крайне правые начали свою работу как раз с уничтожения советских памятников и советской символики.
На западе Европы память об антифашистской коалиции в основном остается нетронутой, и только отдельные экстремисты заявляют, что было бы лучше вступить в союз с Гитлером против Советского Союза. Однако на востоке падение Берлинской стены породило исторический вакуум. Новые политики и СМИ не справились с тем, чтобы поведать сложную правду о войне, и на место старым просоветским штампам пришли новые, антисоветские штампы. Трагедия Прибалтики при советском правлении не отменяет того обстоятельства, что концлагеря Освенцима были созданы нацистами, а освобождены Красной Армией. А преступления сталинского режима не отменяют того факта, что миллионы советских солдат погибли за освобождение Европы.
Прибалтийские республики должны помнить жертв сталинизма, но и нам следует понимать их смешанные чувства в отношении России. Как бы то ни было, люди, которые положили свою жизнь на алтарь борьбы с нацизмом, должны быть героями для каждого демократа.
Я помню советское вооруженное вторжение. Во время восстания 1956 года в Венгрии мне было пять лет. Я играл с друзьями в советском танке, выгоревшем от "коктейля Молотова". Я знал, как героически мы боремся с советскими солдатами. Они пришли как освободители, но в свете геополитической реальности стали агрессорами. Выступление против советской оккупации не означало, что мы хотим возвращения нацистов.
Огромная скульптура с изображением женщины на горе Геллерт в Будапеште, воздвигнутая по приказу маршала Ворошилова, все еще приветствует освободителей с востока. Эти солдаты погибли, мы помним их героическую смерть - и жизнь продолжается. Вот зачем нужны памятники. Это урок для всей Восточной Европы - и для республик Прибалтики.
Гьюла Хегйи - депутат Европарламента от социалистической партии Венгрии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях