Tageszeitung | 11 апреля 2007 г.
Вместо дома престарелых - дневной пансион
Анна Леманн
"Либо умрет бабушка, либо у меня нервы не выдержат", - говорил Рене Байер, когда у него жила его бабушка. Сегодня он руководит дневным пансионом, где за пожилыми людьми в течение всего дня ухаживает квалифицированный персонал. Реформа обязательного страхования могла бы предусмотреть право на дневной уход
Он всегда находил общий язык с бабушкой. Но когда все чаще она стала ходить в булочную за колбасой, Рене понял: она переезжает к нам. Байер и его жена забрали бабушку из ее деревни в Эрцгебирге в свою 41-метровую квартиру в лейпцигской новостройке, уступив ей гостиную, а сами смотрели телевизор на кухне. Через полтора года, проведенных под одной крышей, Рене Байер пришел к мысли о том, что "либо умрет бабушка, либо его нервы не выдержат".
Через 15 лет - бабушка уже давно покоилась с миром - Рене смог воплотить в жизнь то, о чем давно мечтал: платный дневной пансион, ориентированный на людей со старческим слабоумием. Дневной пансион существует два года в Герингсвальде, расположенном в среднесаксонской холмистой полосе. У многих из клиентов Рене наблюдаются такие же симптомы старческого слабоумия, как некогда у его бабушки: они забывчивы, нетерпеливы и живут в своем собственном мире.
В Германии старческим слабоумием страдают 1,2 млн человек. Причем их число растет. К 2050 году это заболевание коснется вдвое большего числа немцев, прогнозируют специалисты Института им. Роберта Коха. Благодаря медицинскому прогрессу физически они вполне здоровы, однако нуждаются в круглосуточной помощи. До сих пор люди, страдающие слабоумием, не могли рассчитывать на льготы обязательного страхования, а предложения по уходу за такими больными - редкость.
Политики признали эту проблему: согласно предстоящей реформе обязательного страхования, пациенты, страдающие слабоумием, будут считаться нуждающимися в уходе. Кроме того, правительство раздумывает над тем, не стоит ли ввести такое понятие, как право на дневной уход - для того чтобы разгрузить близких больного. Сколько это будет стоить и кто это будет оплачивать, об этом ХДС/ХСС и СДПГ еще спорят.
Дневное пребывание в пансионе Рене стоит 2,30 евро. 10 женщин сидят вокруг стола и под руководством эрготерапевта делают предметы из картона. "Ты должна делать это с чувством, совсем как в любви", - говорит одна из них. Другие смеются.
Желающих больше, чем мест, говорит глава христианской общины в Герингсвальде Петер Похер. Решение о том, кто получит одно из 25 мест в дневном пансионе, принимается в зависимости от состояния пациента. 80-летняя женщина, которая после смерти мужа осталась одна, должна снова быть окружена людьми. Но в помощи нуждаются и те люди, которые живут со своими дочерьми и сыновьями: "Если к нам приходят близкие и родственники, которые уже на грани нервного срыва, мы тоже стараемся им помочь. И тогда им еще удастся хотя бы год прожить под одной крышей с бабушкой", - говорит Похер. При помощи дневного пансиона можно избежать помещения пожилых людей в дома престарелых. И только тогда, когда без этого уже не обойтись, можно думать о доме престарелых при общине.
Католический пансион по уходу за пожилыми людьми расположен в 30 км, в Гриме, и он также предлагает почасовой дневной уход. "Для многих это становится началом для дальнейшего полного пребывания в пансионе", - говорит его руководитель, Биргит Кезеберг. Здесь пребывание стоит в зависимости от потребностей от 37 до 50 евро. Зачастую гости или их близкие должны сами оплачивать всю стоимость, поскольку они либо считаются не нуждающимися в уходе либо социальные льготы были израсходованы на стирку и поход за покупками, которые осуществляют специальные социальные службы. "Многие не могут себе этого позволить и поэтому приходят к нам всего раз в неделю, и это несмотря на то, что их дети уже и так не выдерживают ухода за ними", - говорит руководить дневного пансиона Мартина Михаэль.
Гости пансиона сидят на террасе и греются в лучах заходящего солнца. Практически половина из них страдают слабоумием, говорит Михаэль. Некоторые в силу возраста, а некоторые из-за алкоголя. Возраст колеблется от 53 до 99 лет. Самый молодой из них - Ханс-Юрген С., который из-за продолжительного пьянства, а также травмы головы больше не может обходиться без посторонней помощи. "В последнее время к нам все чаще приходят такие молодые люди, которым, на самом деле, здесь не место", - считает Михаэль. Это похоже на сложный паззл - наполнить для всех день жизнью. "Но когда наши гости приходят с утра и говорят, что рады быть здесь, радуемся и мы". Даже если они об этом потом снова забывают.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях