Статьи по дате

The Washington Post | 11 апреля 2007 г.

Три генерала отказываются от роли "военного царя"

Питер Бейкер, Томас Рикс

Белый дом хочет назначить наделенного большими полномочиями "царя" для руководства военными операциями в Ираке и Афганистане. Он будет уполномочен выдавать распоряжения Пентагону, Госдепартаменту и другим агентствам, однако проблемой оказалось найти человека, обладающего способностями и желанием выполнять эту работу, говорят люди, знакомые с развитием событий.

По крайней мере три отставных "четырехзвездных генерала" в последние несколько недель получили предложение от Белого дома и отказались от этой должности, говорят источники, что подчеркивает испытываемые администрацией проблемы с попытками убедить вступить в их команду высококлассных кандидатов после пяти лет войны, которые тяжелым бременем легли на американских налогоплательщиков и армию.

"Фундаментальная проблема в том, что они вообще понятия не имеют, куда они направляются", - говорит отставной генерал морской пехоты Джон "Джек" Шихан, бывший командующий НАТО, который был в числе троих отказавшихся от должности. Шихан сказал, что считает, что вице-президент Чейни и его соратники-ястребы все еще более могущественны в администрации, чем прагматики, ищущие способы выхода из Ирака. "Поэтому, вместо того чтобы идти туда, в итоге заполучить язву и потом все равно уйти, я сказал: "Нет, спасибо", - говорит он.

Белый дом не объявлял открыто о своих планах в связи с созданием этой должности, в надежде найти кого-то, кого президент Буш может назначить и тогда сразу объявить о должности и о человеке, который ее займет. Чиновники говорят, что они все еще рассматривают варианты реорганизации управления Белого дома в отношении этих двух конфликтов. Если они не смогут найти человека, подходящего для этой должности с широким полномочиями, то, говорят они, они могут сохранить нынешнюю структуру.

Интерес администрации к этой идее связан с давним беспокойством в отношении координации гражданской и военной деятельности в Ираке и Афганистане, осуществляемой разными подразделениями американского правительства.

Министерство обороны и Госдепартамент давно ведут борьбу относительно роли и ответственности в Ираке, а Белый дом часто вынужден выступать в роли рефери.

Самый высокопоставленный чиновник Белого дома, отвечающий за войны, - это заместитель советника по национальной безопасности Меган О'Салливан, которая отчитывается перед советником по национальной безопасности Стивеном Хэдли и не уполномочена выдавать распоряжения другим агентствам. О'Салливан вскоре уходит со своего поста, что дает Белому дому возможность подумать о новой организации военного руководства.

В отличие от О'Салливан, новый руководитель будет докладывать непосредственно Бушу и Хэдли и будет наделен статусом советника президента, как и Хэдли и другие самые высокопоставленные чиновники Белого дома, говорят источники. Новый руководитель будет также обладать "полномочиями на постановку задачи", то есть возможностью обращаться с распоряжениями к другим агентствам.

Для заполнения этой вакансии Белый дом ищет человека, обладающего достаточно высоким положением и уверенностью, чтобы напрямую иметь дело с такими административными тяжеловесами, как госсекретарь Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс. Помимо Шихана, говорят источники, Белый дом или его посредники обратились к отставному генералу армии Джеку Кину и отставному генералу авиации Джозефу Рэлстону, которые также сказали, что их это предложение не интересует. Рэлстон отказался это прокомментировать, а Кин подтвердил, что он отклонил это предложение, добавив: "Это обсуждалось несколько недель назад".

Курт Кэмпбелл, представитель Пентагона в администрации Клинтона, который возглавляет Центр новой американской безопасности, сказал, что сложность с поисками человека на эту должность показывает, что Буш исчерпал свои ресурсы в области привлечения фигур высокого уровня к разрешению этой несущей бедствия войны. "Кто еще сидит на скамье запасных? К кому обратиться? И кто захочет взяться за эту работу?"

Все три генерала, которые отклонили это предложение, были в разной степени вовлечены в работу администрации. Кин, бывший первый заместитель начальника штаба, был одним из основных сторонников отправки новых войск в Ирак и представлял Бушу свой план масштабного увеличения войск во время встречи в Овальном кабинете в декабре. Президент принял эту концепцию в январе, хотя он не направил в Ирак столько войск, сколько предлагал Кин.

Рэлстон, бывший вице-председатель Комитета начальников штабов, в августе прошлого года был назначен Райс на должность специального представителя для решения проблемы с Рабочей партией Курдистана (РКК), объявленной США террористической организацией.

Шихан, 35-летний морской пехотинец, состоял в Комиссии по оборонной политике, консультировавшей Пентагон в начале работы администрации Буша, и в определенный момент, предположительно, рассматривался тогдашним министром обороны Дональдом Рамсфельдом в качестве кандидата на должность председателя Комитета начальников штабов. Сейчас он является генеральным директором компании Bechtel, занимающейся разработкой нефтяных проектов на Ближнем Востоке.

В данном вчера интервью Шихан сказал, что Хэдли связался с ним, и они обсуждали эту работу в течение двух недель, но эта идея с самого начала показалась ему сомнительной. "Я никогда не был согласен с причинами войны, и я все еще настроен скептически, - говорит Шихан. - Мало того, что мы не разработали хорошего плана войны, мы сильно недооценили эффекта санкций и роли Саддама Хусейна для иракского народа".

В ходе обсуждений Шихан сказал, что он сделал несколько звонков, чтобы лучше понять ситуацию в администрации.

"Там остались следы взглядов Чечни в духе: "Мы победим, "Аль-Каида" там", оправдывающих все, что мы сделали, - говорит он. - И существует прагматичный взгляд - как, черт возьми, нам в конце концов выбраться из этой заварухи живыми? К сожалению, люди, придерживающиеся первых взглядов, все еще обладают большим влиянием". Шихан сказал, что 27 марта он написал уведомление об отказе от предложения.

Гордон Джондро, пресс-секретарь Национального совета безопасности, не стал обсуждать общение с кандидатами, но подтвердил, что власти рассматривают назначение нового руководителя, наделенного широкими полномочиями.

"Белый дома рассматривает различные варианты структурирования ситуации в Ираке и Афганистане в свете ухода Меган О'Салливан и составления стратегических обзоров в отношении Ирака и Афганистана", - сказал он. Он добавил: "Пока окончательное решение не было принято, и список кандидатов еще не сузился".

Идея, что кто-то может осуществлять общее руководство военными действиями, продвигалась в Белом доме рядом других консультантов. "Это было бы определенно хорошей идеей, - говорит Фредерик Каган, научный сотрудник Американского института предпринимательства, - Будем надеяться, что они сделают это и сделают достаточно быстро. Я надеюсь также, что они выберут правильного человека. Это настоящая проблема, что у нас не осталось ни одного человека, который действительно способен осуществлять координацию действий".

Рассматриваются и другие варианты. Демократы из палаты представителей внесли в свою версию программы расходов в Ираке статью, которая предполагает назначение координатора, руководящего всеми работами в Ираке. Этот человек, который бы докладывал напрямую президенту, должен назначаться с согласия Сената. Белый дом сказал, что возражает против этого предложения, потому что Райс уже назначила такого координатора.

Некоторые критики администрации говорят, что эта идея лишена смысла. "Один человек не может исправить ошибочную политику, - говорит Карлос Паскуаль, бывший координатор Госдепартамента по восстановлению Ирака, который сейчас является вице-президентом Института Брукингса. - Поэтому ключевая задача - выявить, какая политика является ошибочной".

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru