Inopressa | 11 апреля 2013 г.
Тэтчер умерла, но ее дело живет?
Обзор прессы
Западные журналисты и аналитики продолжают осмыслять наследие "железной леди", а также реакцию граждан на ее смерть. Речи над гробом политика всегда в той или иной мере - пиар самого оратора, замечают СМИ. Могут ли реформы Маргарет Тэтчер сработать в 2013 году?
"Маргарет Тэтчер: первый набросок ее истории" - так озаглавлена редакционная статья The Guardian. "Марк Антоний утверждал, что пришел не восхвалять Цезаря, а хоронить его. Но затем осыпал Цезаря похвалами, в которых искусно протащил свои личные интересы", - вспоминает издание времена Древнего Рима.
Речи над гробом политика всегда в той или иной мере - пиар самого оратора, полагает газета. Панегирики Тэтчер не исключение.
Для Дэвида Кэмерона главной задачей было отдать дань уважения победам леди Тэтчер и укрепить миф, будто успехи тори в 1980-е годы - общепризнанные успехи всей Британии. Кэмерон заявил, что фискальная дисциплина, ядерное сдерживание и приватизация больше не вызывают споров в обществе. Пожалуй, это сюрприз для избирателей. "Впрочем, свои узкопартийные тезисы Кэмерон изложил тонко", - замечает газета.
Задача Эда Милибэнда, лидера лейбористов, была гораздо заковыристее: выказать должное уважение к покойной, не идя на чрезмерные уступки и не срываясь в лицемерие. По мнению газеты, он справился великолепно, а также храбро упомянул о некоторых деяниях Тэтчер, испортивших ее репутацию.
Джон Редвуд, экс-советник Тэтчер, невольно напомнил о том, как премьер-министр поставила крест на некоторых частях Британии. Редвуд заметил, что в 1960-1970-х шахтеры теряли рабочие места столь же стремительно, как и при Тэтчер. "Но он умолчал о том, что раньше отрасль удавалось рационализировать, не допуская массовой безработицы и не бросая поселки на произвол судьбы".
Итак, высказывания о Тэтчер - первый набросок истории ее времен и настоятельное напоминание, что она не только властвовала, но и разделяла людей.
"Смерть Тэтчер ввергла общество в какие-то почти средневековые настроения", - предполагает в заголовке редакционной статьи The Independent. "Если при жизни баронесса Тэтчер разобщала людей, то и после смерти она проделывает то же самое", - замечает газета.
По мнению издания, можно подумать, что умерли два разных человека. Одна Тэтчер спасла и оздоровила страну и приблизила конец холодной войны, другая "принесла послевоенный консенсус в жертву на алтаре свободного рынка, сломала жизни людей и лишила их куска хлеба в крупных районах Северной Англии, поощрила культуру алчности и эгоизма".
Правда, большинство политиков сохранило чувство меры в высказываниях. Но в обществе преобладают "почти средневековые настроения: сторонники и противники Мэгги - многие из которых вообще не помнят ее у власти - яростно сражаются".
На взгляд газеты, ни к поклонникам, ни к хулителям Тэтчер нельзя относиться серьезно: слишком уж много пустых слов и преувеличений. "Но какой поразительный накал чувств. Это не сдержанные дебаты о прошлом, а разговор на больные, актуальные темы", - обращает внимание издание.
Как рассматривать ехидные граффити и шумные празднества по случаю смерти Тэтчер? Газета находит вульгарной "радость по поводу смерти дряхлой женщины". И все же даже вульгарные выходки следует похвалить как "приметы подлинной политической свободы".
Издание советует современным политикам брать пример с Тэтчер - "задавать тон общественному мнению вместо того, чтобы раболепно следовать результатам фокус-групп". Тэтчер не старалась понравиться избирателям.
"Могут ли реформы Маргарет Тэтчер сработать в 2013 году?" - вот вопрос, который задает колумнист The Washington Post Фарид Закариа. "История оправдала ее планы по снижению налогов, приватизации промышленности и дерегулированию экономики. Но этот факт вряд ли укажет нам, что делать сегодня", - пишет он.
Закариа рисует мрачную картину Британии в 1979 году: "Жизнь среднего гражданина была чередой взаимодействий с государством". Государству принадлежали железные дороги, сталелитейные компании и т.д. "Почти во всех случаях это оборачивалось неэффективностью и склерозом", - говорится в статье. Чтобы телефонизировать свое жилище, требовалось несколько месяцев. Ставки маргинальных налогов достигали 83%.
Собственно, тогда во всем западном мире господствовало мнение, что масштабное вмешательство государства - залог роста и процветания, отмечает Закариа.
Сегодня, после 30 лет приватизации и либерализации, мир совсем иной, налоги повсеместно снижены. И проблемы совсем не те: заработки американцев и европейцев снижаются из-за новых технологий и глобализации, у западных экономик есть сильные конкуренты, усиливается не только имущественное неравенство, но и неравенство возможностей.
Автор задает риторические вопросы: поможет ли от этих проблем "новый раунд дерегулирования" и снижение налогов, означающее наращивание бюджетного дефицита? Закария советует отыскать средства, которые будут решать наши проблемы, а не проблемы 1970-х.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях