Corriere della Sera | 11 августа 2005 г.
Ленин ездил на бронированном Rolls, а Брежнев - на Maserati
Корреспондент
Если с китайскими коммунистами Никсон и Киссинджер занимались "пинг-понговой дипломатией", то в отношениях с советскими коммунистами умиротворяющую роль играла "дипломатия четырех колес". Уже Ленин пользовался бронированным Rolls, но первым, кто решил применять особый подход к выбору автомобиля, был Сталин.
Навязчивый страх перед возможным покушением стал причиной того, что ЗИС (Завод имени Сталина) с 1933 года начал производить суперзащищенную модификацию американского Packard. В 1948 году Alfa Romeo подарила Сталину на его день рождения суперсовременную 6С2500, но миланское сокровище так и не смогло вытеснить более надежный ЗИС.
В 1956 году, после съезда, на котором был развенчан культ личности Сталина, ЗИС превратился в ЗИЛ в честь директора завода Лихачева, чтобы вычеркнуть из памяти имя "отца народов". Но крестьянин Хрущев мало интересовался автомобилями, других подарков не поступало, и ЗИЛ продолжал многие годы выпускать переделанную копию Packard.
Поворот произошел с приходом Леонида Брежнева, которого Киссинджер считал посредственным политиком, но отличным руководителем. Последующие модификации ЗИЛ оставались автомобилями высшей номенклатуры, а для членов ЦК и высокого руководства на заводе ГАЗ стали производить "Чайки", знаменитые своими перламутровыми рулевыми колесами. Во время поездки на такой "Чайке" едва не погиб Энрико Берлингуэр (лидер ИКП), когда на него в 1973 году в Болгарии было совершено покушение.
Но путешествия были одной из страстей Брежнева, пополнившего кремлевский гараж великолепными политико-автомобильными подарками. Руководство ИКП в 1968 году доставило в Москву четырехдверный Maserati. Rolls Royce было два, потому что первый Брежнев разбил, попав в аварию. Из Бонна был доставлен один из двух уникальных шестидверных шестисотых Mercedes (второй автомобиль был подарен японскому императору). В 1972 году Никсон подарил Брежневу Cadillac Eldorado и через два года в ответ на просьбу направил в Кремль Lincoln Continental специальной сборки.
В начале 80-х годов число автомобилей Брежнева превысило полсотни, и он их по очереди демонстрировал на Ленинградском проспекте, заблокировав движение на несколько часов. После смерти советского лидера, в 1982 году, коллекция была раздроблена, и некоторые экземпляры оказались в руках иностранных торговцев автомобилями той поры. Андропов не интересовался коллекцией, так же как Черненко и Горбачев. Вновь наступил расцвет ЗИЛов: даже при Ельцине и Путине, который, однако, использует их лишь в зарубежных поездках. По Москве он предпочитает ездить на Mercedes , чтобы не выглядеть хуже, чем армия нуворишей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях