Frankfurter Allgemeine | 11 августа 2006 г.
Ярость, направленная против Запада
Кристоф Эрхардт и Ханс-Кристиан Реслер
Этот план не новый. В средине 1990-х Рамзи Юсеф планировал организовать крушение одновременно дюжины западных пассажирских самолетов, направлявшихся из Америки в Азию. Однако 11 декабря 1994 года был осуществлен только небольшой взрыв, унесший жизнь пассажира самолета авиакомпании Philippine Airlines. Скорее всего, это было своего рода пробой, предвестником того, что удалось предотвратить британским спецслужбам в четверг: при этом на смену пришла жидкая взрывчатка на базе нитроглицерина.
В начале 1995 года полиция вышла на след Юсефа - после того, как в его квартире в Маниле, где располагалась лаборатория, произошел пожар. Уроженец Ирака, в Америке он был приговорен к 240 годам тюремного заключения. Его обвиняют в участии в террористической атаке на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке в 1993 году, а также в причастности к покушению на Папу Римского.
Скрытая угроза на десятилетия
То, что террористы попытаются осуществить задуманное еще раз, является, по мнению эксперта по терроризму Пола Уилкинсона из университета св. Эндрю, вполне объяснимым: "Это очень амбициозный план. В такого рода сенсационных и смертоносных атаках террористическая сеть "Аль-Каида" всегда была заинтересована. Я бы очень удивился, если бы "Аль-Каида" оказалась не замешанной в этом".
Еще 7 июля 2005 года под подозрения попала распространившаяся по всему миру международная террористическая сеть. Однако до сегодняшнего дня не ясно, стоит ли "Аль-Каида" за серией терактов. До сих пор остаются до конца невыясненными мотивы преступников, а также подоплека предотвращенных терактов. Для британских властей стало очевидным, что еще в течение многих десятилетий им придется иметь дело со скрытой угрозой, исходящей от мусульманских экстремистов.
В существовании такой угрозы уверен и глава антитеррористического подразделения Скотленд-Ярда Питер Кларк. По его мнению, потенциальными террористами все чаще оказываются не наемники, которые приезжают в Британию из Ближнего Востока, а британские граждане - молодые, полные ярости мусульмане в третьем или четвертом поколении, которые не чувствуют, что их интересы достаточно представлены такими мусульманскими организациями, как Muslim Council of Britain.
Британских джихадистов объединяет ненависть к Западу
Согласно недавнему опросу, проведенному газетой Times, около 13% из 1,8 млн мусульман в Великобритании считают четверых террористов-смертников, организовавших теракт в июле 2005 года, "мучениками". По оценкам британских следователей, 800 из 1200 молодых мусульман, проживающих на территории Великобритании, могут придерживаться настолько радикальных взглядов, что способны стать "мучениками". Этих британских джихадистов объединяет ненависть к Западу. Примечательно, что зачастую это не социальные неудачники, а представители средних и высших слоев общества: они хорошо говорят по-английски, носят европейскую одежду и, к примеру, имеют абонемент в британский футбольный союз.
Примером может служить Мухаммад Камаль Мустафа. Он сын арестованного радикального исламского проповедника Абу Хамзы, ветерана войны в Афганистане, который в борьбе с Советской армией подорвался на мине, лишившись обеих рук и глаза. Абу Хамза, приговоренный в начале года к семи годам лишения свободы за разжигание межнациональной розни, до того как набирать бойцов "священной войны" в Афганистане, работал швейцаром в одном из ночных клубов в лондонском квартале Сохо. В начале марта по поводу его сына негодовала бульварная газета Sun, поскольку Мухаммад, осужденный в Йемене за участие в терактах, пожелал стать известным рэп-музыкантом.
"Лондонистан"
Причудливое сочетание исламского интеллектуального наследия и восхищения западной поп-культурой приносит плоды следующего содержания: "Я рожден, чтобы стать солдатом/ На плече у меня Калашников/ Мир для "ХАМАСа" и "Хизбаллах" - вот путь Всевышнего/ Мы ведем "Священную войну"/ Я защищаю свою религию Святым мечом".
Для исламистской сцены, которая жила своей жизнью на протяжении многих лет вокруг мечети в лондонском Финсбери-парке, настали, по всей видимости, тяжелые времена. За местностью вокруг мечети закрепилось название "Лондонистан". В британской столице проповедуют духовные лидеры, подобные Абу Хамзе, действуют группы под названием "Сторонники шариата" и запрещенная в Германии "Хизб-ут-Тахрир" ("Партия освобождения"), а также отколовшаяся группировка Al Muhadschirun ("Переселенцы"). Все они проповедуют фанатизм и насилие. Из страны уже были высланы многие так называемые проповедники ненависти. Примерно две трети из 60 идущих в настоящее время процессов по статьям о терроризме было начато после терактов в лондонской подземке.
Воспоминания о Локерби
Усиленная активность британских спецслужб вызывает растущую волну возмущения среди британских мусульман. Когда в июне прошлого года ранним утром 250 полицейских провели обыски на востоке Лондона и застрелили 23-летнего мусульманина, союз Muslim Council of Britain предостерег: доверие умеренных мусульман к полицейским может пошатнуться.
Эти напряженные отношения были подвергнуты в четверг новому тяжелому испытанию. Однако следствие будет не из простых и может затянуться, считает Питер Кларк из Скотленд-Ярда. Под пристальным вниманием - не только Великобритания. В четверг авиакомпания British Airways отменила все вылеты из лондонского аэропорта Хитроу в Европу, а также в Ливию. Это напомнило 21 декабря 1988 года. Тогда вскоре после старта из Лондона в небе над шотландским местечком Локербери взорвался американский пассажирский самолет. К пожизненному заключению был приговорен ливийский сотрудник спецслужб. Мир тогда еще ничего не знал об "Аль-Каиде".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях