La Repubblica | 11 августа 2008 г.
Саркози приедет в Кремль, а Берлускони звонит Путину
Винченцо Нигро
Европа, возглавляемая Саркози, использует свое влияние в грузинском кризисе: миссия министров ЕС и ОБСЕ станет первой, прибывшей на Кавказ, пока отношения с Москвой еще больше не ухудшились. Затем настанет очередь лично Саркози, который в ближайшие часы прибудет в Москву, чтобы попытаться укрепить перемирие. Франция является очередным председателем ЕС, и это позволило Саркози быстро разыграть свои карты. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер со вчерашнего дня совершает поездки между Москвой и Тбилиси. Саркози задумал эту миссию, воспользовавшись своей ролью очередного председателя Евросоюза: это "разведка на местности" председателя, но не "миссия" ЕС. Верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана не будет вовлечен в происходящее, поскольку в Евросоюзе пока не выработана единая линия по вопросу о том, как отвечать на российские бомбардировки Грузии.
Франция в лице Саркози сразу же обрела поддержку итальянского правительства в лице Сильвио Берлускони. На церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине Саркози почти поссорился с Владимиром Путиным по вопросу о Грузии. И в последние часы, таким образом, французский президент решил сам переговорить по телефону с президентом Медведевым и грузинским президентом Саакашвили. А вот Берлускони дважды звонил Путину и просил его способствовать прекращению огня, в общем, согласившись с ним, что этот кризис разгорелся из-за решения грузин войти в Осетию, чтобы блокировать пророссийских мятежников. Вместе с тем, итальянский премьер предупредил Путина о том, что имидж России будет испорчен в случае чрезмерного применения силы, что, как кажется, входит в планы российских генералов.
Италия и Франция придерживаются сходных позиций по вопросу о том, как разыгрывать партию внутри Европы. Бывшие страны Варшавского договора, такие, как Польша, Чехия, Латвия, на себе испытавшие, что такое русское военное присутствие, потребовали созвать чрезвычайное заседание глав правительств или как минимум министров иностранных дел ЕС. "Это совещание превратилось бы в антироссийскую ассамблею, и мы не смогли бы способствовать охлаждению кризиса", - заявил министр иностранных дел Италии Франко Фраттини. Пока в Брюсселе рассматривают вопрос о проведении в среду "обычного" заседания глав внешнеполитических ведомств, на котором будут проанализированы результаты "разведки на местности", проведенной Кушнером.
Позиция Польши и стран бывшей советской сферы была намного более жесткой: Варшава выступила с осуждением "нового российского империализма"; Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции, тысячу раз за многие века воевавшей с русскими, упомянул о призраке Адольфа Гитлера, анализируя политику верховенства, проводимую Кремлем сегодня. Но Европа не пойдет стенка на стенку с Москвой, по причине абсолютного нежелания прибегать к оружию, по причине энергетического шантажа, да и просто по причине того, что нет единого мнения о том, как следует ответить России. В сложившихся условиях министр иностранных дел Италии (который вчера имел телефонный разговор и с Кондолизой Райс) попытался планировать вместе с Кушнером политическую линию, которая бы сохранила единство ЕС. "Мы говорим "да" немедленному прекращению огня, да - территориальной целостности Грузии, но мы также говорим "нет" применению оружия для защиты территориальной целостности. Мы хотим, чтобы это стало европейской позицией", - сказал Франко Фраттини. И сказать "нет" применению оружия для защиты территориальной целостности - значит выступить с критикой грузинского президента Саакашвили, который в четверг отдал приказ своим военным осуществить вторжение в Осетию сразу же после того, как с повстанцами было достигнуто соглашение о прекращении огня. И от которого, как уже открыто говорит Россия, было бы лучше избавиться.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях