The Washington Post | 11 декабря 2002 г.
Упреждающие удары - элемент новой стратегии США. "Все средства" хороши для превентивных военных действий
Майк Аллен и Бартон Джелман
Опубликованная вчера стратегия администрации Буша требует превентивного использования военной силы и методов секретных служб, для того чтобы опередить врага, владеющего оружием массового уничтожения. В документе подчеркивается готовность США ответить "подавляющими" мерами возмездия на химические или биологические атаки против населения США или американских подразделений за рубежом.
В новой стратегии представлен более наступательный, чем прежде, подход к борьбе с оружием массового уничтожения, и в целом складывается впечатление, что нация готовится к возможной войне с Ираком.
В предварительном варианте, опубликованном ранее Белым домом, говорилось, что США "ответит с подавляющей силой", включая "все средства", на использование биологического, химического, радиологического или ядерного оружия против США, их войсковых соединений или их союзников.
Однако окончательная версия стратегии идет еще дальше: она порывает с 50-летними усилиями США по борьбе с распространением ядерного оружия и санкционирует превентивные удары по государствам и террористическим группировкам, близким к тому, чтобы приобрести оружие массового поражения (ОМП) или ракетные установки дальнего действия, способные нести такое оружие. Эта концепция ориентирована на предотвращение перевозки компонентов оружия или на их уничтожение до того, как оружие может быть собрано.
В секретном дополнении к документу в числе стран, находящихся в фокусе новой политики США, названы Иран, Сирия, Северная Корея и Ливия. Представители администрации заявили, что это не значит, что президент Буш собирается использовать военную силу, как открыто, так и секретно, в какой-либо из этих стран, однако он твердо намерен остановить передачу компонентов оружия в эти страны или за их пределы.
В документе представлены практические позиции доктрины превентивности Буша, уже содержавшейся в стратегии национальной безопасности, опубликованной в сентябре, где зафиксирован отказ от доктрины холодной войны, основанной на политике сдерживания и создании защитных рубежей. Доктрина превентивности предусматривает выступления против вражеских государств до того, как они успеют напасть.
Таким образом, расширены рамки предупреждения, сделанного Ираку в канун войны в Персидском заливе в 1991 г. Тогда президент Буш-старший в своем послании обещал ответить "самым сильным из возможных способов", если Ирак прибегнет к химическому или биологическому оружию против США и союзных войск.
Теперь же "США настаивают на том, что оставляют за собой право ответить с подавляющей силой - включая, в худшем случае, все имеющиеся у нас средства, - на использование ОМП против США, наших войск за границей, наших друзей и союзников", говорится в документе.
Хотя Ирак там не назван, время публикации документа безошибочно свидетельствует - это послание иракскому президенту Саддаму Хусейну о потенциальных последствиях применения запрещенных видов оружия в грядущей войне.
Высокопоставленный представитель администрации, поясняя документ репортерам, заявил, что под "средствами" понимается ядерное оружие. Послание 1991 г., сказал он, возымело свое действие. "Он (Хусейн) тогда не переступил черты, не использовал химическое или биологическое оружие. Иракцы дали понять, что интерпретировали послание как угрозу со стороны США применить ядерное оружие, и это их отрезвило".
Американская власть не раз заставляла мир строить предположения, как США отнесется к тому, что некая страна или террористическая группировка держит под полой средства массового уничтожения. И вчера администрация Буша настойчиво пыталась внушить, что в формулировках стратегии нет ничего нового. Однако при Буше представители Пентагона, похоже, подошли ближе к возможности ограниченного использования ядерного оружия, работая над созданием новых, более "безопасных" его видов.
В обзоре, сделанном Министерством обороны год назад, ставятся акценты на разработке ядерного оружия малой мощности, способного проникать глубоко в землю и уничтожать подземные комплексы - например, склады химического и биологического оружия. Уже тогда это вызвало вопросы, не снижает ли администрация допустимый порог использования ядерного оружия.
Администрация это отрицает, заявляя, что стратегические расчеты, необходимые для борьбы с терроризмом, должны в корне отличаться от тех, которые использовались во времена холодной войны. Тогда политика сдерживания означала всего лишь, что Советы должны понимать: США, в случае нападения, могут стереть их с лица земли, и сделают это. Против сегодняшних, новых врагов, говорит Белый дом, возможно, потребуется упреждающий удар, причем таким видом ядерного оружия, которое сведет радиоактивное поражение к минимуму.
В расширенной концепции национальной стратегии безопасности, опубликованной в сентябре, мотив готовности к детализации политики относительно применения ОМП отражает серьезность, с какой администрация воспринимает угрозу нападения со стороны "жульничающих" стран и террористических организаций. "Ведь любую администрацию критикуют за отсутствие стратегии", - сказал представитель Белого дома.
Шестистраничный документ, опубликованный вчера Белым домом, представляет собой выдержку из секретной директивы, подписанной Бушем в мае этого года после разрешения межведомственных споров, длившихся начиная с января. Директива знаменовала собой один из первых фактов масштабного политического сотрудничества между Советом национальной безопасности и незадолго до этого созданным Советом внутренней безопасности, председателем которого является Том Ридж.
Новая стратегия не отвергает "традиционных мер" дипломатии и международных соглашений о контроле за распространением вооружений. Но, согласно неофициальному заявлению одного из представителей Белого дома, в полной, секретной версии документа указывается, что "традиционные методы сдерживания оказались непродуктивными, и отныне мы намерены перейти к политике активного запрета". Активный запрет, сказал этот участник пресс-конференции, "представляет собой меру физическую - это разрушение в любой форме, кинетической или кибернетической".
Поясняя новый подход, один из политиков предложил гипотетический сценарий: некий корабль использует Филиппины как перевалочный пункт при перевозке оружия в Ливию. "Мы намерены запретить это, уничтожить груз или помешать акции, возможно, во время погрузки груз таинственным образом исчезнет", - сказал он.
Речь также шла о том, как испанские особые подразделения с помощью разведки США остановили северокорейский корабль, направляющийся в Йемен с ракетами "Скад". В отдельных случаях прежние президенты США уже предпринимали превентивные удары по объектам сосредоточения запрещенного оружия. Сюда относятся такие эпизоды, как осуществленный в августе 1998 г. ракетный удар по заводу в Судане, предположительно по производству химического оружия, а также, четыре месяца спустя, бомбардировка некоторых объектов в Ираке.
Намерения, выраженные в новой стратегии Белого дома, и впрямь не так уж новы. В свое время Указ президента Клинтона за номером 62 "Защита от угрозы применения особых видов вооружения на территории США и против американцев за рубежом" содержал формулировки, которые один из тогдашних чиновников Белого дома перевел так: "Если появится предположение, что террористы дорвались до ОМП, чрезвычайно мала вероятность того, что США не отреагируют" военными действиями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях