Tagesspiegel | 11 декабря 2006 г.
Кто он, Владимир Путин?
Йенс Мюлинг
Он показал себя беспощадным судьей. Запад не простил ему этого до сих пор. Сегодня он попал под подозрение - однако в России он пользуется неизменной поддержкой
Заказные убийства критиков режима, скандалы с пытками в армии, разгул насилия в Чечне. Держит ли все еще Путин руку на пульсе своей страны?
В Лондоне умер русский - и сразу весь мир заподозрил, что за этой смертью стоят российские спецслужбы или же в этом замешан сам президент. Тот факт, что глава государства вынужден вообще комментировать подобные подозрения, свидетельствует о том, как ничтожно мало доверие к Путину и его государственным институтам в мире.
Это обнажает прежде всего недомогание всего режима: по вполне понятным причинам Путин урезал власть криминальных олигархов и вернул государству его конституционное право - однако при этом он выпустил парочку джинов из бутылки, от которых он теперь не может избавиться. Ставшая вновь сильной бюрократическая элита ведет себя не менее самовластно и коррумпирована не меньше, чем мафиозные экономические воротилы. В особенности это касается исполнительной власти: армия и спецслужбы вышли из-под общественного контроля и установили свой террор далеко за пределами чеченской границы. Не только на Западе, но и в самой России бытует мнение, что спецслужбы готовы на все.
Путин пришел во власть, провозгласив "диктатуру закона". В борьбе с вездесущей коррупцией он показал себя беспощадным судьей, перед объективом работающей телекамеры отправляющим в отставку несчастных министров и рубящим головы коррумпированным чиновникам. Как и прежде, в России это пришлось ко двору - но при этом по-настоящему никто не верит в победу над коррупцией. Даже сам Путин подчас выглядит разочарованным, когда говорит о неискоренимой коррумпированности армии чиновников.
Путин находится у власти уже 7 лет. Как он изменил Россию?
Он поставил страну с ног на голову - утверждают одни. Он устранил тех, кто прокладывал дорогу демократии, и попрал гражданские права - говорят другие. Ясно одно: придя к власти в 2000 году, Путин взял в свои руки бразды правления государством, стоящим на грани развала. Демократические реформы Ельцина сделали возможными общественные свободы, о которых Россия до того момента ничего не знала - незнаком был и тот хаос, который они за собой повлекли. В то время как небольшая кучка олигархов разворовывала российскую экономику, большая часть населения потеряла в результате либеральной шоковой терапии времен Ельцина все свои сбережения; второй раз это случилось во время финансового кризиса 1998 года.
Россия увязла в бедности, превосходящей по своим масштабам даже дефицит советской эпохи. Одновременно с этим разбогатевшая "элита" стремительно превратилась в господствующую касту: посты в органах управления, правосудия и СМИ оказались в руках "покупателей", которые смогли предложить за них наиболее высокую цену. А в народе понятие "демократия" стало ругательством. В то время как бывшая мировая держава, Россия, теряла свой вес на политической арене, внутри страны нарастали сепаратистские настроения. Крах государства казался неминуемым.
Путин в этой ситуации форсировал изменение курса, которое на Западе ему не могут простить до сих пор: он отдал в жертву своему автократичному видению стабильности свободолюбивые политические замыслы Горбачева и Ельцина. С самого начала он сделал ставку на то, чтобы вырвать власть из рук коррумпированной бизнес-элиты и вернуть ее государству - выстраивая при этом государство как свое ведомство. Новый порядок Путин назвал "вертикалью власти": для того чтобы вернуть Кремлю контроль над регионами, Путин отменил губернаторские выборы. В Чечне он показал себя всесильным полководцем - отбив у других субъектов Федерации охоту на отделение. СМИ и суды он избавил от власти криминальных покровителей, подчинив их власти государственной. С этого момента для всех олигархов действовало правило: тот, что хочет сохранить свои деньги, должен убрать руки от политики. После того как бывший глава ЮКОСа отказался играть по этим правилам, он был отправлен в Сибирь в результате показательного процесса.
В результате Путину удалось вернуть под власть Кремля приватизированную во времена Ельцина государственную власть. Под контролем Москвы сегодня находятся и такие стратегически важные отрасли экономики, как нефтяная, газовая и оборонная промышленность. Доходы идут теперь не на серые счета в иностранных банках, а в государственный бюджет. Благодаря растущим ценам на сырье Россия стала платежеспособна как никогда ранее, а во внешнеполитическом плане она вновь обретает былое величие. По другую сторону бизнеса с его сырьевыми ресурсами уже несколько лет отмечается стремительный рост экономики, от которого выигрывают и иностранные инвесторы.
Был ли этот ощутимый прогресс достигнут демократическими методами "чистой воды", не ясно. На Западе скепсис по поводу особого пути российского президента продолжает расти.
Как относятся к нему русские?
Путин неизменно пользуется поддержкой населения своей страны. Если во время первых президентских выборов в марте 2000 года за него проголосовали 53% избирателей, то через 4 года это был уже 71%, а согласно недавним опросам, Путин пользуется поддержкой 80% электората. Легитимность Путина как главы российского государства превышает тем самым легитимность его предшественника - даже при том, что западные наблюдатели постоянно называют выборы в России "свободными, но не честными". Поскольку Путин так "подогнал" под себя президентскую должность, что большинство населения страны не может себе представить другого президента, кроме Путина.
Решающую роль в росте его популярности сыграли в первую очередь экономические факторы: после хаоса ельцинской эры в путинской России установилось чувство относительной материальной стабильности и предсказуемости. В крупных городах, особенно в Москве, возникла относительно малочисленная, но постоянно растущая прослойка среднего класса, которая дает надежды остальной части населения в ближайшем будущем повысить свое благосостояние. В регионах стали регулярно выплачивать зарплаты, хотя нередко они не превышают и 70 евро.
Другим решающим фактором популярности Путина стали его методы, парадоксальным образом воспринимаемые как "нерусские". "Он не такой, как мы", - звучит похвала в адрес президента. То есть: он не пьет, охотно работает, дисциплинирован и не берет взяток. Неудивительно, что в России его нередко называют "немцем". Неудивительно также, что не проходит и дня, чтобы в российской прессе тот или иной функционер не выступил за то, чтобы после 2008 года оставить нынешнего президента на третий срок.
Согласно конституции, Путин не имеет права выставлять свою кандидатуру на президентских выборах 2008 года. Может ли он все-таки остаться у власти?
Каждый раз, когда на Западе высказывались подозрения о том, что Путин в результате изменения конституции сможет стать президентом в третий раз, Путин повторял, что он не собирается претендовать на еще один срок. И на самом деле такой шаг кажется нереальным, поскольку до выборов остается не так много времени. Гораздо вероятнее, что Путин передаст власть своему доверенному лицу и, заняв какой-либо другой решающий пост, де-факто останется у власти - например, в качестве премьер-министра, председателя прокремлевской партии "Единая Россия", спикера парламента или во главе полугосударственного концерна "Газпром".
Также вполне вероятно, что 54-летний президент, взяв 4-летнюю передышку, снова вернется в президентское кресло - этого российская конституция не исключает. Однако в свое время и Ельцин думал, что сможет оставаться у руля в тени своего преемника и управлять судьбой России - и ошибался.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях