Статьи по дате

The Times | 11 декабря 2006 г.

Шпионов отправили, чтобы реквизировать деньги у изгнанников ЮКОСа

Дэниел Макгрори и Тони Халпин

В рамках своего последнего расследования, которое Александр Литвиненко вел до своей гибели, он утверждал, что раскрыл заговор ФСБ, имевший целью реквизировать миллионы фунтов у состоятельных россиян, которые бежали в Лондон и другие западные столицы.

Большинство живущих за границей руководителей работали на ЮКОС, энергетический гигант стоимостью 10 млрд долларов, захваченный Кремлем. Литвиненко посетил некоторых из тех, кто должен был стать мишенями, чтобы предупредить их о том, что российские спецслужбы планируют путем запугивания вернуть миллионы долларов.

Он также утверждал, что знает, какие суммы планировалось получить от находившихся в списке людей, и что для их выслеживания за границу направляются группы российских агентов.

Большинство находившихся в списке уже знали о грозящей им опасности: в последние годы были убиты, посажены в тюрьму или просто пропали несколько бывших сотрудников ЮКОСа.

Стивен Кертис, британский управляющий компании, который был главным акционером ЮКОСа, погиб в катастрофе вертолета недалеко от своего роскошного дома в Дорсете в марте 2004 года. Это произошло через две недели после того, как он обратился в Скотланд-Ярд, сообщив о поступающих в его адрес угрозах. Он сообщил детективам о своих опасениях, что из Москвы с целью его ликвидации направлена группа убийц.

Юрий Чайка, российский генеральный прокурор, взявший расследование дела Литвиненко под свой контроль, начал новое расследование дела ЮКОСа. Официальные усилия, предпринятые президентом Путиным в последние три года в направлении Уайтхолла и других западных правительств, однако, не сумели убедить их выслать хотя бы одного человека из списка разыскиваемых Кремлем.

На прошлой неделе Чайка объявил, что продлевает расследование по делу ЮКОСа до марта, хотя российские чиновники и не ожидают, что западные правительства, такие как британское, изменят свою позицию. Теперь Чайка может использовать дело Литвиненко как повод для отправки в Лондон прокуроров с тем, чтобы они попытались получить доступ к живущим там российским миллионерам.

По меньшей мере, 12 бывших сотрудников ЮКОСа получили убежище в Великобритании, включая бывшего вице-президента Александра Темерко и высокопоставленных фигур, таких как Дмитрий Маруев и Наталия Чернышова, которых российские власти обвинили в мошенничестве. Они отрицают какие-либо злоупотребления со своей стороны. Три попытки московских властей добиться экстрадиции этих 12 человек в Россию были заблокированы английскими судами.

В своем досье Литвиненко утверждает, что ФСБ решила взять дело в собственные руки и вернуть миллиарды долларов путем тайной кампании запугивания, грязного мошенничества и убийств. За несколько недель до убийства он тайно прилетел в Израиль, чтобы встретиться с Леонидом Невзлиным, одним из самых разыскиваемых в российском списке.

Невзлин был вторым человеком в ЮКОСе и деловым партнером Михаила Ходорковского, который отбывает в сибирской тюрьме 9-летний срок за мошенничество. Литвиненко был слишком напуган, чтобы записать всю информацию, и настоял на том, чтобы лично поведать Невзлину и другим о касающихся их фигур планах ФСБ. Невзлин заявил, что расследование Литвиненко пролило свет на самые значительные аспекты дела ЮКОСа. Он передал досье Скотланд-Ярду, полагая, что раскрытие Литвиненко связи с ЮКОСом и было причиной, по которой его враги в Кремле хотели заставить его замолчать.

Детективы, расследующие отравление Литвиненко, допросили в качестве свидетеля другого бывшего офицера КГБ Юрия Швеца, который знал Литвиненко и был в курсе его контактов с ЮКОСом. Кое-кто усомнился в мотивах Литвиненко, по которым он включился в дело ЮКОСа. Друзья Литвиненко, такие как Алекс Гольдфарб, заявили, что бывший шпион КГБ, получивший в прошлом месяце британское гражданство, хотел показать, что Кремль посылает группы агентов за границу для разборок со своими врагами.

Однако живущая в Лондоне исследовательница Юлия Светличная заявляет, что Литвиненко посвятил ее в свой план, состоявший в шантажировании некоторых персон из списка ФСБ. 33-летняя Светличная, пишущая книгу о чеченском конфликте, заявила, что получила от диссидента более 100 электронных посланий.

Литвиненко был знаком с Кертисом, чьей задачей было создание защищенной сети счетов для руководителей ЮКОСа от Маврикия до Антильских островов. После его смерти его жена сообщила, что Кертис получал письма с угрозами и говорил родственникам, что, если с ним случится что-то "плохое", то "это не будет несчастным случаем". Суд постановил, что катастрофа была несчастным случаем.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru