The Washington Post | 11 декабря 2015 г.
Политические проверки в образовательной сфере "разумны", по словам главы российского образования
Эндрю Рот
Перед поездкой в США российский министр образования Дмитрий Ливанов дал интервью корреспонденту московского бюро The Washington Post Эндрю Роту. Издание публикует сжатую версию интервью.
На вопрос интервьюера о том, что именно российские власти могут предложить эмигрировавшим российским ученым для того, чтобы переманить их обратно в Россию, министр ответил так: "Мы внедряем несколько программ, направленных на возвращение России в список лидеров мировой науки, в том числе "мега-гранты" на создание в университетах лабораторий по последнему слову техники".
"В этом году президент Владимир Путин сказал, что зарубежные гранты и фонды - это попытка украсть талантливых российских студентов. Вы согласны с этими заявлениями?" - поинтересовался журналист.
"Для нас самое главное, чтобы в этом не было ничего общего с политической деятельностью или ее финансированием. Думаю, что никакая международная программа, внедряемая в нашей стране иностранными фондами в сфере естественных, гуманитарных или общественных наук, не вызовет отрицательную реакцию, если эти научные программы не будут связаны с финансированием политической деятельности или привлечением к ней молодежи. Этого мы не потерпим, и именно таков был довод президента", - заявил Ливанов.
По мнению Эндрю Рота, "есть ощущение, что политика играет все большую роль в российском образовании, и что некоторые политические силы хотят, чтобы это было именно так".
Комментарий министра образования был таким: "Думаю, что политики пристально наблюдают за происходящим в образовании, и это разумно, так как мы живем в период турбулентности в международной обстановке. Это относится не столько к Украине и двусторонним отношениям, сколько к всемирным проблемам, с которыми столкнулись все страны. Они, конечно, вызывают некоторую поляризацию в обществе - не только в России, но и в Америке и других странах. Вот почему политики проявляют интерес к образованию, к происходящему в российских школах, к тому, что учителя говорят ученикам, к тому, что пишут в учебниках".
"Вы не наблюдаете конфликта с политиками?" - задал вопрос журналист. Ливанов ответил отрицательно: "Нет, это не вопрос сопротивления. Согласно нашему подходу, система образования - часть нашего общества, а диалог между разными частями общества, в том числе политическими партиями, специалистами в сфере образования и так далее, очень важен. Важно, чтобы люди могли говорить, выражать свои мнения. Так что наша позиция - это не сопротивление и не какая-нибудь оборона".
Отметив, что Ливанов высказался в поддержку "продвижения российских национальных ценностей" среди российских школьников, журналист спросил, какие конкретно ценности Россия хочет преподавать школьникам и отличаются ли они от западных ценностей. В ответ министр сказал, что "любое общество создает систему воспитания детей, которая не может быть официально включена в обучение в школах и университетах", а Россия "утратила эту неформальную систему в 1990-х годах", когда прекратили свое существование пионерская организация и комсомол. "Кстати, многие наши нынешние лидеры занимали высокие посты в комсомоле. Так что это была система развития личностных качеств. Так как школы должны учить детей, общественные организации могут работать над развитием лидерских качеств", - отметил министр.
На вопрос журналиста, является ли эта инициатива попыткой воскрешения пионерии и комсомола, Ливанов ответил: "Думаю, единственное сходство, о котором сейчас можно говорить, - это масштаб движения, которое будет действовать в каждом регионе, в любом городе, во всех российских школах".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях