InoPressa: тема дня | 11 декабря 2017 г.
Допинговый скандал: о каком "консенсусе" в МОК говорил Бах?
Обзор прессы
Томасу Баху удался "образцовый маневр", считает NZZ: на заседании исполкома по отстранению России от Олимпиады глава МОК искусно затягивал с дебатами вокруг допинга, а затем подвел к довольно мягким санкциям. На российском ТВ спортсмены, рассматривающие возможность ехать в Пхенчхан под нейтральным флагом, сравниваются с коллаборационистами и предателями военного времени. Большинство российских спортсменов смогут и захотят поехать, полагают СМИ.
"Томас Бах твердо держит МОК под контролем. Это он доказал на прошлой неделе, когда сначала препятствовал дебатам вокруг допингового скандала в России, а затем утвердил санкции - более мягкие, чем кажется", - пишет Себастьян Бройер в Neue Zürcher Zeitung.
Есть люди, которые были действительно возмущены тем, что происходило в Московской антидопинговой лаборатории, где годами осуществлялись манипуляции с пробами спортсменов. Точка зрения, что в случае такого мошенничества должно последовать масштабное наказание, распространилась и среди руководства МОК, говорится в статье.
"Требование о полном исключении России поддерживалось многими, однако Бах решил насильственно препятствовать ему с помощью образцового маневра", - считает Бройер. Бах - противник коллективных наказаний: будучи олимпийским чемпионом по фехтованию, он пропустил московскую Олимпиаду-1980 из-за бойкота Запада. "Правда и то, что Бах находится в близких отношениях с Владимиром Путиным, которого он даже защищал, когда перед Олимпиадой в Сочи стали говорить о нарушении прав человека, расходах на строительство и коррупции", - отмечает автор.
Иногда о Бахе пренебрежительно говорят, что в МОК он не более чем марионетка шейха Кувейта Аль-Сабаха, одного из самых влиятельных "кукловодов" мирового спорта.
"Во вторник Бах решил изобличить лживость своих насмешников", - пишет автор.
По сообщению члена МОК Джан Франко Каспера, всех присутствовавших на заседании исполкома МОК во вторник сначала попросили сдать на весь день мобильные телефоны. Затем, вместо доклада Самуэля Шмида, который занимался расследованием допинг-скандала в России, "на протяжении четырех утомительных часов речь шла об отчетах отдельных ассоциаций, о программе Олимпиады-2020 и других менее взрывоопасных темах".
Представленный в конце концов доклад Шмида более чем наполовину состоял из введения, общих заключений касательно российской политической системы и хронологического изложения событий. "Слабый доклад мог бы вызвать вопрос, достаточно ли энергии приложил Шмид для того, чтобы доказать, что Путин знал о допинг-махинациях или даже давал соответствующие распоряжения. Вероятно, необходимо было бы провести многочисленные допросы в России. Но вместо этого Шмид снова кропотливо исследовал повреждения пробирок с допинг-пробами мочи из Московской антидопинговой лаборатории, которые не оспариваются", - передает автор.
По словам Каспера, никто из членов исполкома МОК не выступал за полное отстранение России от Олимпиады. Бах представил детальный проект решения, после чего обсуждение быстро сконцентрировалось вокруг деталей.
"Тактика ослабления сработала: вечером Бах смог объявить, что исполком принял решение консенсусом", - отмечает журналист.
Жесткость санкций МОК относительна с учетом предложенной процедуры приглашения спортсменов, говорится далее. Комиссия из четырех человек пригласит российских спортсменов, которые прошли квалификацию, никогда не обвинялись в применении допинга и которые пройдут предыгровые целевые тестирования. "Это означает: не пригласят только тех, кто в индивидуальном порядке навлек на себя подозрения", - указывает автор. Каспер считает, что "невероятно большого количества отстраненных ожидать не стоит": "большинство российских представителей зимних видов спорта выступят в Пхенчхане".
К тому же уже к закрытию Игр МОК может отменить решение об отстранении российских спортсменов. "По словам Баха, участие России в церемонии закрытия было бы сильным сигналом к новому началу. Вероятно, так считает и Путин", - говорится в статье.
"На российском телевидении в ходе накаленных ток-шоу на этой неделе спортсмены, рассматривающие возможность участия в предстоящих зимних Олимпийских играх под нейтральным флагом, сравнивались с коллаборационистами и предателями военного времени", - передает The Guardian. "Многократно упоминалась Вторая мировая война, - сообщает московский корреспондент Шон Уолкер. - "Объясни им, что флаг не важен", - написал один прокремлевский журналист в Twitter под фотографией солдат Красной армии, поднимающих флаг над Рейхстагом в 1945 году".
"Отчасти одержимость России медальным зачетом Олимпийских игр является наследием советской мании достижений и рекордов, - пишет журналист. - Но есть и другая причина: у современной России было очень мало поводов для празднования (...) Когда Советский Союз развалился, многие русские оказались поглощены социальными, экономическими и экзистенциальными трудностями". По словам Уолкера, "сутью президентства Путина стало возвращение чувства гордости России, и любое ощущение принадлежности к "побеждающей" нации является ценностью".
"Риторика военных времен в связи с запретом МОК на этой неделе не случайна, - отмечает Уолкер: - победа в войне используется во всех сферах общественной жизни, причем ее трактовка все меньше отсылает к воспоминаниям о подвигах ветеранов и все больше - к проецированию могущества новой победоносной России".
Олимпиада в Сочи в 2014 году, по мнению корреспондента, была задумана как современный аналог 1945 года - новая дата для того, чтобы сплотить русских вокруг патриотической идеи и объединить нацию.
"Одно из последствий возвышения Второй мировой войны до квазирелигиозного нарратива заключается в том, что стало легче переносить события военных лет на современную Россию, - продолжает Уолкер. - Вместо того чтобы ожидать от Мутко и других чиновников объяснения, каким образом страна впуталась в эту историю, многие русские предпочитают считать, что их страна вновь героически противостоит чудовищному внешнему агрессору, будь то на полях сражений на Украине или на лыжных склонах Сочи".
Корреспондент The New York Times Ребекка Р.Руиз сообщает, что разоблачитель допинга в России Григорий Родченков берет обратно "одно из косвенных обвинений". Родченков предположил во внутреннем докладе российскому министерству спорта в 2015 году, что его коллега, химик из Швейцарии Марсель Сожи может быть сочувствующим лицом, подходящим для того, чтобы помочь дискредитировавшей себя национальной антидопинговой лаборатории с ее проблемами.
Этот меморандум попал в руки участников расследования, которых вдобавок обеспокоило то, что Сожи, очевидно, уничтожил 67 анализов на допинг российских атлетов, хранившихся в его лаборатории. Сожи сказал, что это была рутинная практика. Сожи заявил, что он не покрывал российские допинговые нарушения.
Участники расследования WADA не приняли его объяснения в своем отчете 2015 года. Ранее в этом году Сожи ушел с должности главы антидопинговой лаборатории в Лозанне, сообщает журналистка.
"Я приношу свои извинения профессору Сожи, - заявил Родченков. - Сообщается о многочисленных предположениях, что он каким-то образом помогал мне покрывать допинг в России. Я, безусловно, думал и надеялся, что он может быть полезными для нас - потому что я солгал ему и убедил его в том, что мы чисты".
Также по теме:
Почему Россия пыталась добиться славы обманом (The New York Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях