International Herald Tribune | 11 февраля 2003 г.
Труба изобилия на Дальний Восток России
Сабрина Тэвернайз
Планируется продлить нефтепровод до Китая и тихоокеанского побережья России
Ангарск, Россия. По протянутому вдоль заснеженного сибирского шоссе нефтепроводу, рассчитанному на миллион баррелей в день, сейчас идет лишь тонкая струйка. Это самая восточная точка системы российских нефтяных труб, которые обрываются здесь, у гигантского нефтеперегонного завода на северной границе Монголии.
Отсюда скоро начнется строительство нового трубопровода, который понесет поток сырой нефти на обширные рынки Азии, в Японию и Китай.
Трубопровод послужил поводом для жарких дебатов относительно частной собственности и геополитического будущего России. Однако более важно то, что именно от него зависит, сколько российской нефти поступит на мировой рынок и как быстро это может произойти.
После многомесячных споров насчет того, вести трубу в Китай или на российское тихоокеанское побережье, правительство на прошлой неделе решилось на компромисс. Труба дотянется до порта Находки, но сначала завернет к границе с Китаем, на чем настоял ЮКОС - крупнейшая в России нефтедобывающая компания.
Трубопровод станет самым протяженным в мире - 3700 км (2300 миль); это почти в три раза длиннее, чем Трансаляскинский трубопровод. Проектная стоимость строительства - 6 млрд долл., хотя специалисты-нефтяники называли сумму в 8 млрд. Окончательно все решится 12 марта, когда специально по этому вопросу соберется кабинет министров.
"В Китае сложился рынок, который ждет нашей нефти, - сказал Юрий Иванов, вице-президент по торговле и транспортировке нефти компании ЮКОС. - А правительство, если хочет, пусть тянет трубу дальше".
Похоже, что при принятии этого решения политические приоритеты возобладали над экономическими. Хотя специалисты возражают против продолжения маршрута к Тихому океану, поскольку он неоправданно дорог, правительство России настояло на нем, полагая, что строительство оживит жизнь в Восточной Сибири - огромном регионе размером почти с Австралию, где дороги увязли в грязи, а телефон - редкость.
"Какой руководитель откажется от инвестиций, когда жизнь здесь так трудна, - говорит Петр Герасимов, мэр Усолья-Сибирского, городка недалеко от Ангарска, рядом с которым пройдет труба. - Стыдно было бы не воспользоваться шансом. Люди смогут найти работу, пополнится городской бюджет".
С точки зрения компаний, трубопровод поможет расшить узкие места в российской системе распределения нефти. Трубопровод в Китай рассчитан изначально на 400 тыс. баррелей, а в Находку - на миллион баррелей в день. Это при том, что представитель правительства объявил на прошлой неделе, что возможности российского экспорта в конце прошлого года себя исчерпали, достигнув 3,2 млн баррелей в день.
Такое решение, по всей видимости, дает ответ на вопрос, кто, собственно, владеет трубопроводами в России. Правительство не пожелало отказываться от контроля над самой протяженной в мире сетью длиной 48,3 тыс. км, опасаясь лишиться доходов, а заодно и влияния при принятии решений геополитического масштаба. Российские же компании, рвущиеся к экспорту, раздражены такой политикой.
"К несчастью, опыт показывает, что мы не можем эффективно и в полной мере управлять тем, чем не владеем", - заметил один из представителей правительства, пожелавший остаться неизвестным.
Широкое участие правительства, однако, чревато задержкой реализации проекта. Иванов из ЮКОСА сказал, что график уже "очевидно нарушен", хотя построить китайскую ветку в этом году еще можно успеть.
Положение дел не сулит ничего хорошего и для другого проекта, в соответствии с которым планируется морем перевозить нефть из Мурманска, порта на Баренцовом море, в США.
Аналитики сомневаются в том, что проект осуществим в полной мере. Высокая стоимость строительства трубы до Находки привяжет нефтедобытчиков к Западной Сибири, где добывается большая часть российской нефти, чтобы потом традиционным путем отправиться в Европу.
Ресурсы Восточной Сибири между тем пока еще не достаточно разработаны, чтобы использовать трубопровод в полной мере, считает Филипп Воробьев, московский специалист Cambridge Energy Research Associates, подготовивший недавно отчет об энергетических запасах восточных регионов России.
"Энергетическая безопасность - вопрос очень важный, однако в конце концов придется найти источник нефти для этого трубопровода, - сказал Воробьев. - Если это экономически не оправданно, трудно понять, зачем его строить. Сначала нужно найти дополнительные резервы, особенно в Восточной Сибири".
Против проекта ЮКОСА возражают местные защитники природы, которые говорят, что компания не предусмотрела адекватных мер против возникновения нефтяных пятен и на случай землетрясений, ведь зона считается сейсмоопасной. Кроме того, труба пройдет через территорию Тункинского национального парка, основанного в 1991 г., - через красивейшие малонаселенные места.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях