Süddeutsche Zeitung | 11 февраля 2003 г.
Работа над имиджем
Томас Бекер
Москва хочет снова завоевать авторитет и к 2010 году стать столицей туризма
Здесь наверху, на Воробьевых горах, просто замечательно. Вообразите, лыжный трамплин посреди Москвы! Здесь, 80 метрами ниже, красивейшая излучина Москвы-реки, которая элегантно огибает стадион "Лужники". Сзади, на фоне панорамы огней 10-миллионного города, ? освещенный со всех сторон университет, построенный в стиле сталинского монументализма, справа и слева ? молодежь с гитарами. Расхожее представление о серой и скучной Москве осталось далеко в прошлом. В частности для мэра, который так любит подсластить горожанам их будни. "Сделай мне здесь подъемник, прямо рядом с трамплином", - обращается он к своему спутнику, который тоже любит помечтать, но на сей раз без всяких сантиментов говорит: "Не пойдет. Склон недостаточно длинный". Вот так великие идеи терпят неудачу из-за каких-то мелочей!
Эта беседа происходила три года назад, но и теперь они общаются ? мэр Юрий Лужков и Торольф Дольд, президент австрийско-российского общества. Для Лужкова и Дольда хорошо, что правительство Москвы два года назад издало постановление номер 602 - вариант старого 10-летнего плана развития, по которому к 2010 году Москва должна стать столицей туризма и принимать по пять миллионов гостей в год, а не по миллиону, как сейчас. К 2020 году Москва должна войти в десятку самых посещаемых городов мира ? честолюбивые намерения.
Пять миллионов - столько в последний раз было в советские времена. С тех пор имидж города сильно пострадал: взрывы и захват заложников чеченскими террористами, лесные пожары, гарь от которых висит над городом неделями, смертные случаи в результате майских холодов, бомба времен Второй мировой войны в Большом театре. Не удивительно, что половина гостей приезжает лишь по служебным делам, а вторая половина ? в составе туристических групп, которые редко остаются здесь более чем на три дня. Туристу-индивидуалу приходится трудно, особенно если он никогда не учил русский язык. Без знания хотя бы нескольких слов практически все превращается для него в проблему, он даже не может сориентироваться в схеме метрополитена, на которой названия станций написаны исключительно кириллицей. А пользоваться автобусом из-за беспрерывных пробок просто бессмысленно.
С чего начинается новая концепция развития туризма? Такой вопрос встал перед Сергеем Антюфеевым - председателем комитета по туризму правительства Москвы. С обеспечения сохранности многочисленных достопримечательностей, начиная с трупа Ленина и кончая 385-метровой телебашней в Останкино, до сих пор полностью не восстановленной после пожара трехлетней давности? С создания института туризма? Со строительства гостиниц (которых сейчас 170) и ресторанов (их 1400)? С установки 10 тыс. указателей на английском языке? С финансирования индустрии туризма? Здесь показатели такие: 2001 год - 3 млн долларов, 2002 - 4,5 млн, 2003 - еще больше. А может быть, с рекламы старых русских городов так называемого "Золотого кольца"? С упрощения визовых формальностей? С организации туристической полиции и компьютерных систем бронирования? Или с улучшения собственной репутации?
И вот мы у Григория Антюфеева.
Кто знает, что действительно говорит аппаратчик Антюфеев, если он обрывает каждого, задающего критические вопросы - так, что даже переводчик начинает заикаться. Он с ходу отметает осторожные вопросы об отложенном в двадцатый раз строительстве гоночной трассы "Формулы-1" и сыплет цифрами: "Годовой бюджет Москвы составляет 8 млрд долларов, половина из них вкладывается в развитие" - и заканчивает аудиенцию словами: "Если у вас есть сомнения насчет проекта, мы могли бы поговорить о чем-нибудь ином ? об огромном блине, испеченном во время поста и занесенном в Книгу рекордов Гиннеса; на следующий год, он, конечно, будет еще больше...".
Удивительна и брошюра, изданная Комитетом по туризму. На первых глянцевых страницах обычные виды Кремля, красивейшего метро и пешеходной улицы Арбат - "classic Moscow". Затем следует раздел "Кафе и рестораны". Затем - военно-историческая программа. Затем посещение военного музея, включая "a unique collection of tanks from fascist Germany" (уникальная коллекция танков фашистской Германии. - Прим. Inopressa). Можно сходить также в штаб-квартиру КГБ. Предлагается даже "Military Safari". Здесь каждый желающий на полигоне всего в 40 минутах езды от Москвы может надеть "российскую военную форму и пострелять из скорострельного оружия: пистолетов, гаубиц, огнеметов и гранатометов. В цену включена охота на медведя, лося или лисицу ("в зависимости от сезона") вместе с обедом из "полевой кухни" ? мужской отдых на русский лад.
К счастью, есть мэр Лужков, у которого даже на следующий срок имеются хорошие планы. Со своим другом Торольфом Дольдом он хочет подарить москвичам еще одну лыжную трассу. В 20 километрах юго-западнее Кремля он присмотрел холм для Дольда и его проекта "тирольской деревни". Кресельный канатный подъемник с пропускной способностью 2400 человек в час. 50-метровая горнолыжная трасса, 3 доллара в час. Лыжная школа и прокат инвентаря, врачи, рестораны, отель. Объемы инвестиций ? 3 млн евро. Планы были утверждены, в середине ноября должно было начаться строительство. Планировался и второй проект - на севере страны, недалеко от резиденции президента.
Но все пошло иначе. Едва первые экскаваторы начали копать котлован, как они наткнулись на следы древнего поселения, и вместо строителей туда пришли археологи. "Как на горе Изель", - горевал Дольд, который помнит, как по той же причине было отложено строительство лыжного трамплина под Инсбруком. Но Инсбрук не хочет быть международным центром туриста, максимум ?столицей зимней Олимпиады, как когда-то.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях