The Times | 11 февраля 2004 г.
Россия: выгодная сделка
Елена Борисова, Ричард Адамсон
Живопись соцреализма советской эпохи вошла в моду на Западе, равно как и в России, и на ней можно сделать деньги
50 лет назад Сталин распорядился, чтобы картина, изображающая взятие Берлина Красной армией, исчезла. Диктатору не нравилось социалистическая историческая живопись, и в этом случае остальной мир, похоже, был с ним согласен. Однако в январе именно эта картина была выставлена в одной из лондонских галерей. Советская историческая живопись переживает нечто вроде ренессанса, и, что парадоксально, трое западных граждан, скупая ее, завладели рынком.
Мэттью Баун, владелец лондонской Izo Gallery, где выставлена вышеупомянутая картина; американский предприниматель Рэй Джонсон и директор музея Верн Свенсон, возможно, в наибольшей мере способствовали этому возрождению, поскольку они скупали социалистическую историческую живопись и везли ее в Америку.
"Мы планировали это, как Ленин и Троцкий, а я играл роль Луначарского, - говорит Баун. - Никто не подписывал контрактов, мы просто встретились и составили план действий. Мы поняли, что в России есть огромное количество хороших картин, которые вызовут у западных покупателей положительную реакцию".
Баун, предпринимавший поисковые экспедиции по России, побывал более чем в тысяче мастерских в ста больших и малых городах. "Первые годы напоминали золотую лихорадку на Клондайке, - вспоминает он. - Я покупал в России картины за 50 или 100 долларов и продавал их за десятки тысяч. Это только звучит хорошо, я продавал слишком быстро и слишком дешево. Теперь, попав в руки американцев, многие из этих картин выросли в цене до сотен тысяч долларов".
И даже до миллионов. На майском аукционе Sotheby's реалистическое полотно Нестерова ушло за миллион долларов (540 тыс. фунтов), сумму, в пять раз превышающую стартовую цену.
"Коллекционеры, как на Западе, так и в России, начинают просыпаться", - говорит Джонсон, который вместе со Свенсоном занимался маркетингом и продажей картин, привезенных Бауном из России. Джонсон, владелец галереи в Миннеаполисе, организовал 17 выставок по всей Америке и за 15 лет увеличил собственную коллекцию русской живописи до 14 тыс. картин.
"Американский искусствоведческий истеблишмент не любит русскую живопись, - говорит он. - Здесь было много предрассудков, и нашу революцию надо было осуществлять потихоньку. Мы действительно считали это революцией и за последние три года радикально изменили ситуацию".
По словам Джонсона, в число тех, кто проявляет интерес, входят американские политики и голливудские знаменитости, одному из таких клиентов он продал коллекцию из 120 картин за 25 млн долларов.
Даже в России, где этот жанр входит в моду медленнее, реалистические полотна иногда продаются за 500 тыс. долларов на московском аукционе Леонида Шишкина.
Однако российских коллекционеров постигло разочарование, когда они узнали, что лучшие образчики жанра уже вывезены из страны. В январе, когда Третьяковская галерея готовила выставку, посвященную 100-летию Союза российских художников, ей пришлось позаимствовать два десятка работ, в том числе и у Джонсона.
"Мы были потрясены, когда узнали, что лучшие коллекции искусства соцреализма находятся в Америке", - сказал заместитель директора Третьяковской галереи Александр Морозов.
Выставка привлекла рекордное количество посетителей. Даже у олигархов пробудился интерес к культурной революции, происходящей в их же стране. Хотя некоторые российские искусствоведы недовольны тем, что из страны уплывает значительная часть ее культурного наследия, другие люди хотят получать деньги. Шишкин ежемесячно проводит аукционы реалистической живописи, а "Интурист" начал предлагать специальные пакеты услуг для западных коллекционеров.
"На этом уже не доминируют иностранцы, - говорит Шишкин. - Многие россияне, особенно представители деловой элиты, тоже проявляют интерес".
Впрочем, не все россияне остались в стороне от реалистической лихорадки. Владимир Некрасов, магнат, владеющий московскими универмагами, за 20 лет собрал коллекцию из 5 тыс. произведений соцреализма, где есть картины братьев Ткачевых, Герасимова и Нечитайло.
"Сегодня многие известные коллекционеры хотят сохранить наше национальное искусство для будущих поколений", - говорит он.
Весной Некрасов открывает галерею "Арбат-Престиж", названную по имени его косметической корпорации. Галерею, посвященную соцреализму, поддерживает мэр Москвы Юрий Лужков.
По мнению Бауна, движущей силой интереса является ностальгия и вновь обретенное чувство истории.
"Люди начинают понимать, что это было подлинное направление, - говорит Баун. - Может быть, самое значительное в реализме XX века".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях