The Independent | 11 февраля 2011 г.
Сможет ли новый российско-американский договор притупить ядерную угрозу?
Дэвид И.Хоффмен
15 января 1986 года Горбачев объявил о планах Кремля к 2000 году уничтожить все ядерное оружие сверхдержавы, утверждает в статье для The Independent Дэвид И.Хоффмен, чья книга "Мертвая рука: Рейган, Горбачев и неизвестная история гонки вооружений в период холодной войны" ('The Dead Hand: Reagan, Gorbachev and the Untold Story of the Cold War Arms Race' by David E Hoffman) получила Пулитцеровскую премию 2010 года. Узнав об идее Горбачева, Рейган тут же спросил госсекретаря Шульца: "Зачем откладывать глобальное ядерное разоружение до конца века?". В итоге до этого пока так и не дошло.
В связи с вступлением в силу СНВ-3 автор рекомендует задаться вопросом: "Неужели атомная бомба и связанные с ней опасности в XXI веке будут иметь в мире такой же огромный вес, как в XX?".
Концепция ядерного сдерживания основана на идее, что потенциальный агрессор не решается на нападение, опасаясь неотвратимого ответного удара. Иногда она порождала изобретения на грани абсурда - так, в 1980-е годы в СССР появилось полуавтоматическое устройство, прозванное "Мертвая рука", которое могло произвести ответный ракетный удар даже в случае внезапного уничтожения руководителей страны. Правда, устройство не сыграло для сдерживания никакой роли - его существование почему-то скрывали от иностранных держав.
Сегодня "ракеты с ядерными боеголовками вряд ли остановят террористов-смертников или хакеров - потенциал сдерживания не слишком эффективен, когда противника почти невозможно идентифицировать", говорится в статье. Но, по мнению автора, США и Россия остаются в плену стереотипов холодной войны и держатся за неоправданно крупные ядерные арсеналы.
Хоффмен советует пересмотреть концепцию ядерного сдерживания при участии не только США и России, но также Великобритании, Франции и Китая. Для начала Вашингтону и Москве следует отменить режим боеготовности для ядерного оружия: Россия определенно не является для США противником в том смысле, как прежде СССР. Пусть стороны договорятся, чтобы для подготовки к пуску требовалось несколько часов или дней или хотя бы "создадут совместный центр обмена информацией во избежание сюрпризов".
Хоффмен считает нужным договориться о сокращении боезарядов, которых не касается СНВ-3 (это около 2 тыс. стратегических боеголовок в резерве США, а также российские и западные тактические боезаряды), а также о сотрудничестве в области ПРО.
В XXI веке следует пересмотреть сами основы сдерживания: например, сократить потенциал до минимально необходимого (нынешний рассчитывается в соответствии с тем, сколько вражеских объектов подлежит уничтожению). Предлагается также "виртуальное сдерживание", основанное на угрозе смонтировать определенное количество боезарядов, - тогда отпадает необходимость держать под рукой все эти боезаряды в готовом виде.
Ядерное сдерживание перестало быть главным стержнем безопасности, и нужно срочно разработать другие инструменты международных отношений, заключает Дэвид И.Хоффмен.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях