Financial Times | 11 января 2007 г.
Белоруссия уступила Москве, отменив пошлины на транзит нефти
Аркадий Островский
Белоруссия вчера отступила в торговом конфликте с Россией, отменив экспортную пошлину на транзит нефти по трубопроводам. Этот шаг позволит Москве возобновить поставки Европе через территорию соседнего государства.
Лидер Белоруссии Александр Лукашенко, судя по всему, признал себя побежденным после телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным. В течение нескольких часов после этого правительство Белоруссии заявило, что пошлины, введенные для транспортировки российской нефти в начале января, "утратили силу".
Белоруссия уступила ключевым требованиям России отменить пошлину в 45 долларов за тонну экспортируемой нефти до того, как страны начнут переговоры о своих торговых отношениях.
"Транснефть", российская монополия нефтепроводов, заявила вчера вечером, что готова возобновить поставки в Европу.
В понедельник Россия приостановила поставки нефти по нефтепроводу "Дружба", проходящему по территории Белоруссии, заявив, что Белоруссия откачивает из него нефть, предназначающуюся для таких стран, как Германия и Польша, в качестве своеобразной экспортной пошлины. Москва заявила, что эта пошлина незаконна, и отказалась ее выплачивать.
Несмотря на то что вчерашние события повысили престиж Путина в России и усилили позицию Москвы в противостоянии с соседней Белоруссией, скандал нанес вред репутации России и поставил под сомнение ее заявления, что она является надежным энергетическим поставщиком.
Канцлер Германии Ангела Меркель, возглавив лидеров ЕС, осудила приостановку поставок, назвав ее "неприемлемой". Вчерашняя договоренность - последний шаг в развернувшемся противостоянии. Россия вдвое повысила цены на газ для Белоруссии и вынудила ее согласиться продать половину своей сети трубопроводов российской газовой компании "Газпром".
Путин на этой неделе обратился к российским нефтяным компаниям, сказав, что они должны быть готовы сократить производство нефти, и пригрозил ввести барьеры для экспорта других белорусских товаров в Россию. На долю России приходится половина белорусского экспорта, который не облагается пошлинами. Любая торговая блокада или введение пошлин больно ударит по Белоруссии.
Андрей Шаронов, замминистра торговли и экономического развития России, сказал, что целые отрасли белорусской экономики, например производство мяса и молока, а также производство электротоваров и мебели на 90% зависят от российского рынка. Белорусских запасов нефти хватило бы не больше, чем на шесть недель.
Шаронов сказал, что решение Минска открыло дорогу к переговорам между двумя странами по широкому кругу вопросов торговли, в том числе о пошлине за российский экспорт нефти в Белоруссию.
Помимо удвоения цен на газ с 1 января, Россия нанесла Белоруссии еще один удар, введя экспортную пошлину в размере 180 долларов за тонну нефти-сырца, которую она продает Белоруссии.
До этого момента Белоруссия получала российскую нефть беспошлинно, занималась ее переработкой и продавала нефтепродукты странам Западной Европы, оставляя себе прибыль. В соответствии с соглашением середины 1990-х, предполагалось, что Белоруссия должна отдавать 85% этой прибыли России, но несколько лет назад она перестала это делать.
Российская экспортная пошлина и повышение вдвое цен на газ, по существу, прекращают субсидирование, которое Кремль предоставлял Лукашенко.
Компромиссным решением могло бы быть, если бы Россия снизила или отменила экспортную пошлину на нефть-сырец, а Белоруссия возобновила выплаты России ее доли от прибыли, полученной в результате сбыта продуктов нефтепереработки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях