Le Monde | 11 января 2011 г.
Россия: подчиненный президент
Мари Мандра
Второй приговор Михаилу Ходорковскому - уже не наказание, а казнь, пишет на страницах Le Monde французский политолог Мари Мандра. "Этот приговор ставит крест на эксперименте Медведева и окончательно убивает надежду на либерализацию политического режима в ближайшее время", - считает автор. По мнению эксперта, "Дмитрий Медведев оказался совершенно не в состоянии прекратить пародию на суд" над Ходорковским и Лебедевым, а его попытки критиковать Путина за его заявление о виновности Ходорковского еще до приговора суда выглядели "жалко". "Президент России говорит - никто его не слушает", - констатирует Мари Мандра.
"Искушенные наблюдатели с самого появления знаменитого "тандема" знали, что одним из условий потрясающего взлета Дмитрия Медведева было его невмешательство в дело Ходорковского", - продолжает политолог. На протяжении 22 месяцев, пока шел процесс, Медведев непрестанно давал новые обещания о модернизации России и создании правового государства, одновременно избегая любых вопросов о беззаконном суде, проходящем в самом центре Москвы.
Этот процесс показал, что "суды в России продолжат служить режиму". Владимир Путин, не желая рисковать накануне президентских выборов 2012 года, решил, что лучший способ контролировать Ходорковского - оставить его за решеткой, одновременно поддерживая мысль о том, что он в чем-то виновен: в последние годы Путин неоднократно намекал на причастность Ходорковского к убийствам, однако преследовали бывшего руководителя ЮКОСа исключительно за экономические преступления, подчеркивает политолог. Очевидно символическое значение преступления, вменяемого Ходорковскому: речь шла о хищении национального достояния, нефти. "Попытка добывать и экспортировать часть этого достояния в обход путинского государства - сама по себе преступление, - пишет Мандра. - Настойчивое преследование Ходорковского позволяет усиливать давление на предпринимателей, руководителей и политических деятелей, напоминая им золотое правило: обогащаться, платить налоги, но никогда не идти наперекор интересам правящих групп. Никакой институт не защитит вас, если вы попали под прицел".
Критику в адрес царящего в России беззакония, высказанную Ходорковским в последнем выступлении на суде, разделяют многие следящие за процессом россияне, убежденные, что "Ходорковский - жертва личной мести и, пока Владимир Путин остается у руля, у него нет шансов выйти на свободу", отмечает политолог. "Абсурдность обвинений и искажение судебной процедуры выводят это дело за грань разумного, за грань "нормального" функционирования институтов. Процесс Ходорковского не задумывался как справедливый и правдоподобный, он должен был впечатлять своей одновременно необычностью и грубой прозаичностью. Он показал, что воля власть предержащих важнее авторитета судей: чем экстравагантнее процесс, тем эффективнее власть, по ее мнению, утверждает свое всемогущество", - пишет автор.
Но даже вновь осужденный и отправленный в тюрьму Ходорковский воспринимается как источник беспокойства. Такой страх перед уже поверженным врагом показывает, по мнению политолога, что "руководители государства не верят в свою собственную систему, зная ее ограниченность и недостатки лучше других". Глубинный дефект - это недостаток демократической легитимности, а значит и внешнего арбитра, в отсутствие которого бал правит произвол. "Природа политического режима - главная проблема сегодняшней России. И тут одна сторона - зависимость судей. Другая - формальное президентство Дмитрия Медведева, не имеющего президентских прерогатив. Все госинституты ослаблены или даже лишены содержания, как Конституционный суд, - подчеркивается в статье. - "Сценарий Медведева" вписывается в эту логику персонализированного режима, закрытого для конкуренции, а следовательно, и для смены власти".
До сих пор распределение ролей в тандеме работало, но за год до выборов Путину понадобилось убедительно напомнить, кто в стране хозяин. Его борьба против Ходорковского показывает: "режим, который может таким образом устранить неудобного руководителя компании, - это система, сделавшая отсутствие контроля и безнаказанность политиков принципом управления".
"Владимир Путин не хочет рисковать, он хочет оставаться хозяином игры и доказать это, поставив себя над институтами. Зачем "размазывать" власть? Главное - править, не встречая препятствий. Разделение властей и противовесы власти мешают управлению страной и защите интересов правящего класса. Демократия - это конкуренция, беспорядок, непредсказуемость. Все это России не нужно!" - пишет в заключение Мари Мандра.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях