The Washington Post | 11 июля 2001 г.
Взгляд на новую Москву
Питер Бейкер
Бак с омарами в кобальтово-голубой воде оказался пустым. Лучшие омары уже проданы по $118 за порцию. Однако посетители ресторана ?Момояма?, которых рассаживают русские блондинки в кимоно, найдут много других интересных блюд в меню. По соседству, в более пролетарском заведении ?Планета суши?, тарелка сырой рыбы уходит всего за $3,50. Обслуживающему персоналу приходится объяснять посетителям, что такое пресноводный угорь ?унаги?.
Суши-бары неожиданно стали очень модными в Москве, где когда-то обед состоял из черного хлеба с солеными огурцами. ?Каждый день появляются новые?, - сказал Алексей Синичкин, директор ?Моноямы?, открывшейся в мае. Азиатская экспансия является частью более широкого ресторанного бума. Появляются не только сверхдорогие рестораны, приехавшие сюда десять лет назад вместе с капиталистами, но и - наконец-то - средние рестораны для среднего класса.
Все это - часть эволюции, которая происходит в этой стране после революции. Три года назад Москва чуть не погибла в результате российского финансового кризиса, но после этого не только вышла из экономического небытия, но и продолжила процесс превращения в один из самых цветущих городов Европы. И в плохом, и в хорошем - от транспортных пробок, которые становятся все ужаснее, до торговых центров и ресторанов, в большом количестве возникающих по всему городу - Москва становится все ярче, начинает все больше походить на одну из крупных западных столиц, примеру которых она изо всех стремится подражать.
Во вторник сюда прибыл Международный олимпийский комитет, чтобы решить, кто будет принимать игры 2008 г., Китай или один из других четырех городов-кандидатов. Москва надеется воспользоваться этой возможностью для того, чтобы продемонстрировать миру свой прогресс, начать борьбу за то, чтобы стать столицей летних игр 2012 г. и изменить свою репутацию за рубежом.
?Нам есть, что показать, - хвалился заместитель мэра Валерий Шанцев, бегая по городу и инспекцией тех мест, где будут жить и собираться представители комитета. - Я считаю, что сегодня Москва ничуть не хуже многих других европейских городов, а, на самом деле, лучше большей части из них?.
Шанцев и его босс, мэр Юрий Лужков, изо всех сил пытались устроить отличное шоу (?Из трещин торчат сорняки!? - кричал Шанцев на рабочих у Большого театра). К приезду посетителей можно подготовить любой город, но происходящие в Москве изменения глубже, чем новый лак на полах расположенного напротив Кремля нарядного Колонного зала, где МОК проведет церемонию открытия.
Как никогда космополитичная и современная, Москва не перестает удивлять. Тех, кто впервые приезжает сюда, удивляет то, что в городе, которому довелось столько пережить, царит совершенно нормальная обстановка. Постоянные посетители перечисляют улучшения, произошедшие за год или два с тех пор, как они побывали здесь в последний раз. ?Я поражен произошедшими изменениями, - сказал представитель меньшинства в палате представителей Конгресса США Ричард Герфардт, приехавший в Москву в восьмой раз с 1979 г. - Мне кажется, у них все получится?.
9 млн. жителей Москвы не могут не замечать перемен - появляются новые здания, новые удобства, новые возможности. С 1999 г. реставрировано более десяти старых кинотеатров. Теперь в них можно увидеть все, что угодно, от ?Лары Крофт - расхитительницы гробниц? до российских фильмов с киноидолом Олегом Меньшиковым. Другие культурные развлечения предлагает бурная концертная и театральная жизнь. Повсюду можно купить фрукты и овощи, дефицит по большей части ушел в прошлое. Исчезли отряды бабушек, которые еще несколько лет назад каждый день торговали у выходов из метро всем, что только можно продать.
?Очередей за едой больше нет - только на выставки, - сказала Ирина Рябошайко, научный сотрудник ?Музея московской истории?. ?Каждый желающий может найти работу?. После долгий лет смятения, ?депрессия закончилась... Медленно, постепенно, настроение начинает меняться. Люди выползают. У них появляются возможности. Раньше такого никогда не было?.
?Москва - старый город, но здесь все - новое, - сказала пятидесятилетняя Валентина Пантюшина, живущая за городом и каждый день приезжающая на электричке работать в московских парках. - Москва меняется очень быстро?.
О многом говорит опыт ?IKEA?. В прошлом году эта шведская мебельная компания открыла в Москве свой магазин и в первый же день обнаружила у своих дверей 40 000 посетителей, изголодавшихся по новым диванам и кроватям - наконец-то они могли себе это позволить. С тех пор московский комплекс стал самым посещаемым магазином ?IKEA? в мире. Скоро шведская компания откроет еще два.
?Все говорят о том, насколько Россия отличается от остального мира, и, наверно, это верно с многих точек зрения. Но после промывания мозгов о том, насколько сильно Россия отличается, очень удивляешься, увидев, какая она на самом деле, - сказал Йоханнес Станберг, управляющий директор ?IKEA? в Москве. - На улицах - беспорядочное количество машин. В магазинах - беспорядочное количество пищи. Это не похоже на город, переживающий кризис?.
Даже количество заказных убийств, характерных для первых дней капитализма, снизилось. С распадом Советского Союза количество убийств в Москве увеличилось почти в четыре раза, но в последнее время снизилось с рекордных 1820 в 1994 г. до 1129 в прошлом. Это пока больше, чем в Нью-Йорке, но в три раза меньше, чем в Вашингтоне, в пересчете на душу населения.
Но Москва очень сильно отличается от большинства других городов и поселков России, погрязших в прошлом. По словам Стенберга некоторые из происходящих в столице изменений приводят к худшему. Все большее количество людей могут позволить себе автомобиль, но в результате несчастные дороги не способны справиться с потоком транспорта. На то, чтобы преодолеть пятиминутное расстояние от Нового Арбата до Кремля может уйти целый час. Иногда в качестве дополнительной полосы используются тротуары. Дорожное движение становится лишь безумнее из-за того, что практически везде запрещен левый поворот.
По данным ГИБДД в настоящее время по улицам Москвы пыхтят 2,7 млн. автомобилей. Каждый год появляется 300 000 новых. Лужков пытается строить новые магистрали и мосты, но ситуация настолько тяжела, что Мировой банк решил предложить новые гранты.
Автомобили не улучшают качество воздуха в столице. В России очень низки требования к количеству выхлопных газов. Многие жители города были вынуждены переселяться в сельскую местность в связи в ужасным состоянием окружающей среды.
Двадцатичетырехлетняя Катя Белявцева переехала в Тверскую область, расположенную в 200 км на север от Москвы. Она считает, что из-за грязного воздуха у нее начали выпадать волосы. Каждую неделю она приезжает в столицу продавать одежду на рынке. Она заметила, что свежий воздух улучшил ее здоровье.
?Мы называем ее мусорным ведром, - сказала она о Москве. - Но с другой стороны в последнее время стало лучше?.
Многие аспекты московской жизни совершенно не изменились. Все столь же несносной остается бюрократия, способная на бесконечные бумажную волокиту и денежные поборы. Аэропорты остаются кошмаром для россиян и иностранцев, часами простаивающих в очередях, чтобы им поставили назойливые штампики в паспортах. В связи с отсутствием реальной системы лицензирования такси, люди вынуждены полагаться на частников, то есть, по сути, на любого шофера, который готов притормозить и начать переговоры о цене.
Дорожная полиция, которую неформально продолжают по-советски называть ГАИ, все так же вездесуща и опасна, готова наобум останавливать автомобили и требовать взятки за нарушения непостижимых технико-бюрократических требований.
И все-таки со времени финансового кризиса августа 1998 г. произошли удивительные экономические изменения. ?За последние несколько месяцев вернулся средний рынок, исчезнувший после кризиса?, - сказал Джон Итон, управляющий ?Marriott Grand Hotel?, который вместе с другими двумя отелями компании ?Marriott? отметил в прошлом году тридцатипятипроцентный рост числа корпоративных клиентов.
Москвички Ольга Задорнова и Юлия Филипова нацеливаются именно на этот средний рынок. В 1998 г., во время кризиса, они работали юристами, зарабатывая по 1500 рублей в месяц (от $90 до $160 по беспрестанно менявшемуся курсу того времени). В прошлом году им удалось найти средства и открыть собственную фирму, в которой работает пять человек, зарабатывающих по $800 в месяц.
?Три года назад мы не смогли бы этого сделать, потому что ситуация была очень нестабильной, - говорит двадцатисемилетняя Задорнова. - Три года назад это было бы опасно?.
Нищета остается серьезной проблемой Москвы, но изменения к лучшему замечают даже самые бедные. ?Посмотрите на мою семью?, - сказала госпожа Пантюшина, не так давно работавшая в парке у Пушкинской площади, собиравшая по пять рублей за вход в туалет. Во время кризиса ?я была должна всем. Я с трудом сводила концы с концами. Я едва могла платить за электричество. Сейчас я вернула все долги, могу копить деньги и даже покупать что-нибудь время от времени?.
Мэр Лужков заработал репутацию строителя, российского Роберта Моузеса (американский государственный и муниципальный чиновник, деятельность которого преобразила городской ландшафт Нью-Йорка. - примечание редакции ?Инопрессы?). Он построил новые здания, памятники, церкви, автомагистрали, кафе. Сейчас у него новые планы, он мечтает об Олимпийских играх. Его заместитель Шанцев говорит, что они собираются открыть 40 новых супермаркетов, отреставрировать обветшавшие отели, построить три новых трехзвездочных отеля для среднего класса. На создание новых спортивных сооружений выделено около $85 млн.
?Мы хотим сделать Москву лучше, - сказал Шанцев. - Через пять лет в Москве будет на что посмотреть?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях