Tages-Anzeiger | 11 июля 2005 г.
Триумф Бакиева после спокойно прошедших выборов
Цита Аффентрангер
Международные наблюдатели считают выборы президента Киргизии знаком того, что политический климат в стране улучшился. Исполняющий обязанности президента Бакиев останется главой государства
Как сообщила избирательная комиссия в воскресенье вечером, Курманбек Бакиев после подсчета результатов по 26% избирательным округам явно лидировал с результатом в 91%. Явка избирателей превысила 74%. Выборы, прошедшие без осложнений, подтверждают то, что обещала сравнительно честная предвыборная кампания: новое киргизское руководство заинтересовано в чистых выборах, ничем не напоминающих прежние, когда сценарий, заранее подготовленный в кулуарах, разыгрывался потом как по нотам.
"Атмосфера явно улучшилась", - говорит Лилиан Дарий из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Хотя некоторые проблемы еще остаются, но многие были решены в короткое время после мартовского свержения так долго правившего президента Аскара Акаева. Между населением и властью начался диалог, считает представитель ОБСЕ.
Киргизские правозащитники тоже отмечают перемены. "Раньше не было никакого выбора, только Акаев", - говорит правозащитник Улугбек Бабакулов, который работает в американской организации Freedom House. Его коллега Рамзан Дырылдаев из Киргизского комитета защиты прав человека объясняет: "Времена радикально изменились. Мы критикуем власть, но сегодня нам никто не угрожает, нас больше никто не сажает в тюрьму". Дырылдаев провел пять лет в эмиграции в Австрии, и через три дня после мартовской революции вернулся на родину.
Несмотря на похвалы и признание добрых намерений представителей новой власти даже благожелательно настроенные наблюдатели в Киргизии не берутся предсказать, что получится в итоге из мартовской революции, которую критики прямо называют путчем.
"Акаев и Бакиев, образно говоря, ходили в один детский сад, - поясняет Вера Токомбаева, которая создает в Бишкеке местный ПЕН-клуб. - Я не вижу никаких перемен к лучшему и не жду их. Это советские люди, а советские кадры всегда голодные. У нас каждый чиновник или политик сначала думает, что его должность может дать ему и его родственникам".
Ее коллега по клубу, журналист Игорь Шестаков тоже убежден, что произошла не демократическая революция, а всего лишь смена элиты. "Правящий режим был настолько коррумпирован, что ему грозил распад, люди были недовольны. Но решающее слово оставалось за кланами". Поскольку Акаев обеспечил себе и своему клану практически абсолютную власть и контроль над политикой и экономикой, он вступил в конфликт с региональными князьями - политиками, бизнесменами и криминальными элементами, семьи которых правят бал на местах. "Они очень обиделись на Акаева за манипуляции на выборах", - говорит Шестаков.
Поэтому Запад не должен сравнивать переворот в Киргизии с революциями в Грузии и на Украине. "У нас не нашлось своего Саакашвили, у которого было три года на создание собственного кабинета", - говорит он, отдавая должное президенту Грузии, который сплотил вокруг себя оппозицию и привел страну к "революции роз", тогда как киргизская оппозиция остается расколотой.
"Идеология не играет в Киргизии никакой роли, - говорит Токомбаева. - Важна идея, которая приносит деньги. А за что выступать - за Акаева или против - не слишком важно". В Бишкеке достаточно безработных, "которых за 150 сомов (4 швейцарских франка) можно привести на любую демонстрацию".
Многие в Киргизии, как и эта активная журналистка, боятся, что новое правительство прильнет к кормушке и нестабильность будет только увеличиваться. Скачкообразно выросшая эмиграция это только подтверждает. Согласно официальным данным, в прошлом году страну покинуло 20 тысяч человек. В этом году этот показатель, который в действительности может быть еще выше, был превзойдет уже в июне.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях