Financial Times | 11 июля 2006 г.
Триумф Путина накануне саммита
Нил Бакли, Аркадий Островский
Президент России Владимир Путин, готовясь в эти выходные в качестве хозяина принимать в Санкт-Петербурге мировых лидеров, не мог и надеяться на более удачную рекламу, чем смерть безжалостного террориста, который считался российским "Усамой бен Ладеном".
Шамиль Басаев, человек с длинной бородой, крайне склонный к радикальному исламизму, который в 2000 году лишился ступни, подорвавшись на мине, был ключевой фигурой в десятилетней войне между Россией и чеченскими сепаратистами.
Выведя битву за пределы поля боя, он стал печально известен как организатор террористических актов, часто направленных против мирных граждан. Кульминацией его террористической деятельности стал захват школы в Беслане в сентябре 2004 года.
Его смерть - самый большой успех российских спецслужб с 1996 года, когда президент Чечни Джохар Дудаев, впервые объявивший о независимости от России, был убит радиоуправляемой ракетой.
Аналитики говорят, что это также поможет подчеркнуть растущую в последние месяцы уверенность России в свете экономического возрождения, которому способствуют высокие цены на нефть и газ. Это позволит Путину похвастать не только тем, что он уничтожил самого разыскиваемого в России человека, но и тем, что он одержал победу в международной войне с террором.
"Запад обычно говорит о Чечне в контексте нестабильности на Кавказе и нарушений прав человека, - говорит ведущий политический комментатор Кирилл Рогов. - Кремль предпочитает говорить о Чечне в контексте войны с террором. Убийство Басаева укрепит позиции Кремля".
Кроме того, это позволит Путину заявить о существенном прогрессе на пути к восстановлению порядка в беспокойной республике после проведения президентских выборов в 2004 году и парламентских выборов в прошлом году, в результате которых было установлено пророссийское руководство.
Смерть Басаева может подорвать сепаратистскую кампанию в Чечне. Меньше месяца прошло с убийства Абдул-Халима Сайдулаева, лидера боевиков или "президента Ичкерии", а со дня смерти его более умеренного предшественника Аслана Масхадова - 16 месяцев.
Всего за несколько дней до этого Басаева назначил вице-президентом Ичкерии Доку Умаров, новый глава сепаратистов, давний полевой командир. Террорист-самоучка, Басаев в последние годы предпринимал - с переменным успехом - попытки распространить чеченский конфликт за пределы республики и на территорию остального нестабильного российского Кавказа. Помимо всего прочего, он считался самым фанатичным и жестоким из командиров боевиков.
Тимур Алиев, независимый журналист, находящийся в горячем регионе, сказал, что смерть Басаева может привести к постепенному затуханию чеченского сепаратизма. "Басаев был очень символичной фигурой - он привлекал людей и деньги", - говорит он. Умаров, оставшийся лидер сепаратистов, "скорее бандит, чем идеолог сепаратизма".
Российское телевидение вчера поспешило провозгласить убийство Басаева важной победой в антитеррористической операции и уничтожением ячейки "Аль-Каиды" на Кавказе. На Первом канале - главном канале страны - сообщение об этом событии сопровождалось кадрами из ультрапатриотического художественного фильма о борьбе воинов спецназа с чеченскими боевиками.
Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги говорит, что важно делать различие между тем, как это убийство будет представлено, и тем, что оно действительно означает для России и Чечни.
"В рамках пропаганды смерть Басаева будет использована как еще один фактор, укрепляющий позицию российского руководства, и как пример его способности выполнять обещания, пусть и с некоторой отсрочкой".
Однако она предостерегает, что смерть Басаева не решает проблему, которая его, собственно, и породила, а также привела к радикализации молодежи и к исключению мужчин Чечни и Северного Кавказа из общества.
"За концом одной террористической сети может последовать возникновение другой. Однако корень проблемы остается".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях