Die Welt | 11 июля 2006 г.
Новый век энергетики
Жозе Мануэль Баррозу
Саммит "большой восьмерки" в Петербурге должен расставить все точки над i в вопросе о нефтяном и газовом обеспечении, а также об атомной энергии и более остро поднять тему бедности в Африке
В чем смысл и цель саммита "большой восьмерки", в котором примут участие главы государств и правительств восьми ведущих демократических промышленно развитых стран, я и финский премьер-министр Ванханен, как представители ЕС? Когда встречаются представители ЕС и только 8 из 200 стран, нельзя говорить о какой-либо репрезентативности. Неверно было бы говорить и о переговорной группе. В случае если участники саммита придут к консенсусу, это решение не будет иметь обязательной силы.
И, несмотря на все это, саммит G8 имеет решающую силу. Он предоставляет самым влиятельным политикам мира возможность взять на себя ответственность, имеющую международное значение, а также обязательства, связанные с глобальным вызовом, который касается всех нас, и, прежде всего, относится к ведущим силам в странах с динамично развивающейся промышленностью. Встреча на высшем уровне, которая начнется на этой неделе, не будет отличаться от предыдущих, но при этом акцент будет сделан на одном из самых актуальных вопросов: на энергетической безопасности.
Во всем мире начался новый век энергетики, который обусловлен растущим спросом на энергию, высокими и неустойчивыми ценами на нефть, газ и вызовом, который нам бросают изменения климата. Возьмем в качестве примера Европу: цифры отражают изменения нашего энергетического ландшафта. Цены на нефть и газ за последние два года практически удвоились. Согласно прогнозам, зависимость Европы от импорта энергоносителей к 2030 году вырастет до 70%. Во всеобщей глобальной энергетической цепи не хватает инвестиций: в следующие 20 лет потребуется 16 триллионов евро, чтобы покрыть ожидаемый спрос на энергию и заменить стареющую инфраструктуру.
Я приветствую решение президента Путина сделать энергетическую безопасность главным вопросом на повестке дня организованного российской стороной саммита "большой восьмерки". Большинство ключевых стран по потреблению, производству и транзиту энергоресурсов входят в "восьмерку". Все они заинтересованы в надежности и стабильности энергетического рынка, на котором будут действовать единые для всех правила ведения конкурентной борьбы.
Единичные кратковременные меры не помогут в решении проблемы энергетической безопасности. Мы должны подвергнуть испытаниям все энергетическую цепочку, от производства до потребления. К этому относятся следующие аспекты: диверсификация энергетического микса, включая восполнимые энергоресурсы и - для тех стран, которые этого хотят, - атомную энергию, а также транзит, энергетическая эффективность, открытие рынков, чистые технологии производства энергии и действенные правовые общие условия.
Что нам нужно, так это рамки созданных совместными усилиями основных законов, которые будут служить всем ориентиром и создадут отношения обоюдной зависимости, основанные на взаимном доверии. Такие рамки будут способствовать созданию безопасного и прозрачного инвестиционного климата и хорошо функционирующих конкурентоспособных рынков. Оба этих условия обязательны для мобилизации крупных инвестиций, которые необходимо вложить в следующие десятилетия в энергетический сектор.
ЕС будет играть здесь ведущую роль. В начале этого года Еврокомиссия предложила правительствам стран - членов ЕС новые энергетические рамки, которые столкнулись с позитивным резонансом. Так, на саммите в марте правительства попросили Еврокомиссию сделать сначала наброски новой энергетической политики Европы, после чего в прошлом месяце был принят целый ряд основных принципов по обеспечению безопасности внешнего энергоснабжения, которые должны обеспечить позитивное влияние внешних связей ЕС на достижение европейских целей в области энергетической политики. Эти принципы стали основой соглашения, которое было достигнуто на саммите ЕС-США. Это соглашение нацелено на то, чтобы сделать инвестиции в трансатлантическое стратегическое сотрудничество в область энергетики и стать лейтмотивом диалога на высшем уровне по вопросам климатических изменений.
Требования, которое нам предъявляет в области энергетики XXI век, выходят за пределы Европы. Энергетическая безопасность - это глобальная проблема, которая требует глобальных решений. В этой связи перед участниками саммита G8 стоит следующая задача: мы должны указать путь и убедить в необходимости разработки новых границ, которые бы позволили бы всем странам оказать посильный вклад в дело обеспечения надежного и доступного энергообеспечения.
Даже тогда, когда энергетическая безопасность чрезвычайно актуальна, мы не должны упускать из вида другую не менее важную задачу нашего времени: устранение бедности. Мы должны сдержать данное слово и сделать то, что было обещано на прошлогоднем саммите в Глениглсе; принятием разностороннего пакета мер мы должны способствовать тому, чтобы приблизить осуществление планов по развитию стран Африки.
В этом вопросе ЕС также является движущей силой: ЕС согласился удвоить помощь до 2010 года и предоставить 80% из обещанных в Глениглсе 50 млрд долларов. Кроме того, ЕС постепенно приступил к выполнению своего обещания, заключающегося в том, что все товары из 50 самых бедных стран мира, за исключением оружия, могут быть ввезены на территорию ЕС без пошлин и без каких-либо ограничений по объему.
Мы и впредь должны работать над выполнением наших обещаний. Посредством согласия облегчить беднейшим странам доступ к энергии, инвестировать в борьбу с такими заболеваниями, как СПИД, туберкулез и малярия, которые свирепствуют в Африке, с помощью совершенствования форм сотрудничества в области образования между развивающимися и развитыми странами ЕС способствовал в этом году осуществлению программы по развитию. А теперь перед участниками саммита стоит задача ускорить позитивные изменения, а это требует активных действий. Мы позаботимся о том, чтобы помощь в развитии оказалась в центре мировых интересов. Поскольку именно там ей и место.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях