Forbes | 11 июля 2007 г.
Адвокат дьявола
Дэниэл Фишер
Итальянский нефтяной гигант Eni издавна славится тем, что заключает сделки с кем угодно. Теперь, когда его будущее зависит от России, можно ли сказать, что он, наконец, нашел свою "половинку"?
Что заставляет Паоло Скарони думать, что он такой умный? Глава Eni Spa, шестой крупнейшей компании, акции которой свободно продаются на фондовом рынке, унаследовал давнюю традицию сделок с "государствами-изгоями" от Ирана до Анголы, сделок с крупными ставками. Сейчас Скарони ведет Eni в опасный российский энергетический бизнес - и убежден, что сможет выжить, не опалившись.
От его шагов зависит многое. Eni уже является крупнейшим клиентом "Газпрома", российского государственного газового производителя, который национализирует большую часть внутреннего нефтегазового производства. Eni также частично контролирует один из крупнейших трубопроводов, по которому российский газ поступает в Европу, а недавно объявила о планах постройки трубопровода через Черное море в Болгарию - он позволит укрепить хватку "Газпрома" на европейском энергетическом рынке. Scaroni & Co. также разрабатывает месторождение Кашаган, резервы которого оцениваются в 13 млрд баррелей нефти. Это крупнейшее открытие после аляскинского Prudhoe Bay в бывшей советской республике Казахстан. Трубопровод от "Кашагана" идет через Россию, которая оказывает свое влияние на проект стоимостью 29 млрд долларов. Eni владеет 19% "Кашагана".
Eni - это солидная компания. В прошлом году она получила доход в 11,6 млрд долларов со 108 млрд. Она контролирует главную итальянскую газовую дистрибутивную компанию и ее внутренние газопроводы; она владеет 10% акций национальной электрической сети. Однако если она хочет выжить самостоятельно - и если экономика Европы хочет сохранить рост, ей потребуется двигать эти углеводороды на запад. Эта задача стала сложной в холодном геополитическом климате, в котором российский президент Владимир Путин использует энергию как стратегическую дубинку. Кроме того, у него есть привычка нарушать контракты с иностранными компаниями.
По словам Скарони, он в состоянии победить в игре, в ходе которой такими методами, как односторонний пересмотр условий и прямая экспроприация резервов, были унижены крупные конкуренты, такие как Shell и BP.
"Мы отличаемся от всех остальных, - говорит 60-летний Скарони, пришедший на работу в Eni два года назад, проработав большую часть жизни в стекольной индустрии. - С Россией мы добились такого понимания и взаимного доверия, как не удалось никому другому".
Отчасти это доверие обусловлено 6 млрд долларов, которые Eni каждый год выплачивает за российский газ, составляющий 25% итальянских поставок. Ну и, кроме того, нельзя забывать о знаменитой способности Eni заключить сделку с кем угодно.
Например, в начале этого года Eni согласилась заплатить 5,8 млрд долларов за пакет активов ЮКОСа, нефтяной компании-банкрота, основанной отбывающим тюремное заключение российским олигархом Михаилом Ходорковским. Это соглашение, которое, насколько известно, было заключено при содействии итальянского премьер-министра Романо Проди, содержало необычное условие: на протяжении следующих двух лет "Газпром" имеет право выкупить большую часть активов у Eni за 4,8 млрд долларов.
Так что же купила Eni, если вообще купила? Адвокат Ходорковского Роберт Амстердам осудил всю эту сделку, назвав ее мошенничеством с целью защитить "Газпром" от претензий инвесторов, которые подали в Гаагский суд иск на 33 млрд долларов, обвинив российское правительство в незаконном лишении ЮКОСа его активов.
"Они играют грязно, что, по сути, и нужно делать, чтобы преуспеть в России", - отмечает Амстердам. Однако косвенно он похвалил Eni за то, что она сумела выгодно воспользоваться ситуацией. Даже если "Газпром" использует все имеющиеся в своем распоряжении опции, итальянский нефтяной гигант все равно купил эквивалент 1,5 млрд баррелей нефти менее чем за 50 центов за баррель.
Сидя в своем офисе в римской штаб-квартире Eni, Скарони вежливо улыбается по поводу всей этой суеты. Аукцион был честный, утверждает он, и он "надеется", что "Газпром" не воспользуется условиями договора. Причина: русским нужен опыт Eni в разработке сложных нефтяных месторождений. Такая логика не спасла его конкурентов от надувательства. Но даже если "Газпром" умыкнет большую часть активов, за Eni, по словам Скарони, остается "феноменальная сделка", что важно для мира, где так сложно раздобыть резервы. "В Швейцарии нефти нет", - подчеркивает он.
Имея резервы, эквивалентные 6,4 млрд баррелей нефти - и пропустив вперед французскую Total (11,1 млрд) и ExxonMobil (13,6 млрд), Eni борется за то, чтобы остаться в высшем эшелоне международных нефтяных компаний. Хотя у нее есть инвестиции в США и в Северном море, ее самые важные проекты сосредоточены в определенно нешвейцарских местах - местах, известных, скажем, коррупцией (как Ангола и Конго) или тиранией (таких как Иран и Венесуэла).
Eni владеет долей в 10% в заводе по сжижению газа в Нигерии, проблемы которой включают похищения людей и скандал со взяточничеством. Сейчас этот скандал расследует Комиссия по ценным бумагам и биржам США. Eni была крупнейшей иностранной компанией в Ливии в годы, когда Муаммар Каддафи был международным изгоем, и разрабатывала крупное месторождение Южный Парс в Иране (как и другие международные компании, сделавшие инвестиции в Иран, Eni не будет подвергаться санкциям ООН, пока не будет расширять свою деятельность в этой стране).
Сделки с негодяями - нормальное явление для международной нефтяной компании. Однако роль Eni как посредника между Россией и Западом чревата риском. Будучи крупнейшим газовым брокером в Европе - продавая 3,2 трлн куб. футов газа (15% спроса), Eni - важный игрок в экономике континента; потребление газа, как ожидается, будет расти на 2,4% в год, в то время как региональные газовые месторождения постепенно истощаются. К 2020 году Европе, возможно, потребуются дополнительные 11 трлн куб. футов газа в год, что почти в 2 раза больше нынешних объемов импорта. Чтобы осознать эти масштабы, обратите внимание, что триллион кубических футов газа, доставленный конечному потребителю, стоит около 7 млрд долларов. США сжигают 22 трлн куб. футов газа в год.
Большую часть газа Eni получает из двух мест - России и Алжира. Чтобы втолковать Европе мысль о ее уязвимости, Путин в январе направил в Алжир своего министра энергетики Виктора Христенко с целью обсуждения деловых связей с государственной алжирской компанией Sonatrach. Это разожгло в Европе и США опасения, что Россия пытается сформировать газовую версию ОПЕК, чтобы взимать оброк с европейских потребителей.
Имея 6,5 млн потребителей газа, Eni - крупнейший "инкассирующий агент" "Газпрома" в Европе. Кроме того, Eni владеет половиной крупного трубопровода, связанного с российской сетью, в Австрии. Ей принадлежит еще один трубопровод между Россией и Турцией и крупнейший трубопровод в Алжире. В прошлом году Скарони продлил контракт Eni с "Газпромом" с 2017 до 2035 года, также открыв двери для российского колосса к прямым продажам газа в Италии и к инвестициям в разведочный и электрический бизнес Eni. Eni взяла на себя обязательства закупать, по меньшей мере, 750 млрд куб. футов газа в год, что составляет четверть общего спроса в Италии. Так как ЕС стремится сократить монопольную хватку Eni на итальянском рынке, Eni должна будет увеличивать свои продажи в других местах, чтобы избавляться от всего этого российского газа. Скарони надеется сжигать его часть на электростанциях, которые строит в Италии.
Готовность Скарони заключать сделки с Кремлем одобрения не получает. Пакт Eni с "Газпромом" "противоречит интересам ЕС", заявил на конференции в мае глава департамента энергетической политики и безопасности поставок Жан-Арнольд Винуаэ. Кристоф-Александр Пеллар, чиновник генерального секретариата по национальной обороне Франции, недавно выпустил доклад под названием "Газпром: самый быстрый путь к энергетическому самоубийству". Его суть заключается в том, что Россия не сможет поставлять весь газ, который обязалась поставлять, потому что жесткие методы Путина - такие как недавние испытания, в которых Shell потерял контроль над своим проектом на острове Сахалин, - не идет на пользу привлечению требуемых 200 млрд долларов инвестиций.
Скарони пожимает плечами. По его словам, он готов потратить на сибирские газовые месторождения, которые он купил на аукционе по продаже активов ЮКОСа, 7 млрд долларов. Добыча там может начаться в 2011 году. Он думает, что русским нужны деньги и технический опыт Eni в той же степени, как ему нужны их резервы. "Мы сохраним контроль и будем выживать, пока приносим в эту страну то, чего у нее нет", - говорит он.
Здесь компании может помочь ее долгая история работы в России. Eni (Ente Nazionale Idrocarburi -Национальное агентство по углеводородам) была основана селф-мейд бизнесменом Энрико Маттеи. Он был пионером нефтяной торговли с Россией, по бартеру поставляя в СССР бурильные трубы, нефтехимическую продукцию и инженерные услуги в обмен на нефть-сырец. К началу 1960-х СССР обеспечивал Eni 38% нефти. Маттеи также не гнушался сделок с изгоями, такими как алжирское движение FLN, прибегавшими к насилию революционерами, пытавшимися подорвать французское правление. В 1962 году корпоративный самолет Маттеи в грозу потерпел катастрофу недалеко от аэропорта Милана. Фильм, основанный на его биографии, "Дело Маттеи" (Il Caso Mattei), в 1972 году получил Пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. На протяжении нескольких десятилетий государственная компания Eni страдала от коррупции, и низшей точкой ее падения стала кончина в 1993 году ее главы Габриэля Каглиари в тюрьме в разгар скандала вокруг взяток, которые платились итальянским политическим партиям для противодействия мощи финансировавшейся СССР коммунистической партии. Причиной смерти стал полиэтиленовый пакет, надетый ему на голову. По официальной версии, Каглиари надел его сам.
В 1990-х итальянское правительство продало 67% акций компании. При председателе Витторио Минкато в 2001-2004 годах Eni увеличила добычу нефти и газа более чем на 20% благодаря успешной разведке и приобретениям, таким как британская Lasmo Plc. Скарони появился в хорошее время, когда производители энергоресурсов наслаждались приятными ценами.
На протяжении последних лет Eni добилась серии ослепительных технических успехов - и разозлила конкурентов и американских чиновников. К примеру, она построила трубопровод "Голубой поток", связавший Россию и Турцию: это чудо ценой 2,4 млрд долларов проходит на глубине 7 тыс. футов через Черное море (позднее Турция заявила, что ей столько газа не нужно). И все же этот проект подорвал планы конкурентов, пользовавшихся мощной поддержкой США - так как трубы напрямую связали бывшие советские республики, такие как Азербайджан и Туркменистан, с Европой.
Теперь эти страны должны экспортировать свой газ по контролируемым Россией трубопроводам, продавая его на границе всего за 3 доллара за тысячу куб. футов, в то время как европейская цена близка к 9 долларам. Разница уходит к "теневым посредникам", говорит заместитель помощника госсекретаря Мэттью Бриза из Бюро по делам Европы и Евразии. "Газовый рынок в Европе дисфункционален, - отмечает Бриза. - Кто-то собирает здесь огромную мзду".
"Резервы - это концепция, которой не существует ни в одном другом бизнесе", - говорит Скарони. Несмотря на его усилия, подтвержденные резервы Eni с 2004 года сократились на 11% до 6,4 млрд баррелей нефти. Частично в этом виноват венесуэльский шеф Уго Чавес - его правительство в прошлом году экспроприировало месторождение Eni Dalcion.
На Кашагане тоже не обходится без проблем. Eni получила статус разработчика и оператора месторождения, но партнеры - ExxonMobil и Shell, так же как и Eni, владеют 20% акций - по сообщениям, не могут договориться о том, кто главный. Проект отложен, по меньшей мере, на пять лет, и теперь производство, как ожидается, начнется не раньше 2010 года. Проволочки не принесли пользы репутации Eni и нанесли урон ее акциям.
Скарони надеется, что Кашаган превратит Eni в одного из лучших операторов крупных, очень сложных газовых и нефтяных месторождений - и тем самым впечатлит Кремль. "Европа не сможет выжить без России, а Россия глубоко нуждается в западных технологиях", - указывает он. Какой бы рискованной ни была политика сделок с Россией, "я хочу быть их лучшим другом", настаивает он.
Трубопроводная мощь
Российский президент Владимир Путин неуклонно ужесточает хватку в области энергетических поставок Европы, устанавливая контроль над российскими нефтегазовыми резервами и трубопроводами, идущими на Запад.
1997: Путин, агент КГБ, получил степень кандидата наук в Санкт-Петербургском горном институте, защитив диссертацию по стратегическому планированию и ресурсам.
Октябрь 2003: основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского посадили в тюрьму по обвинениям в неуплате налогов, а его независимую нефтяную компанию расчленили.
Январь 2006 года: Россия прерывает поставки газа на Украину из-за ценового диспута. В результате газовые поставки в Венгрию, Францию и Италию сокращаются почти на 40%.
Декабрь 2006 года: Royal Dutch Shell заставили продать контрольный пакет акций в нефтяном проекте на острове Сахалин "Газпрому" за 7,5 млрд долларов.
Январь 2007: Россия прекращает поставки 1,5 млн баррелей нефти в сутки в Белоруссию, что разжигает опасения нефтяного дефицита в Европе.
Июнь 2007: BP продает контроль над Ковыктинским газовым месторождением "Газпрому" за унизительные 800 млн долларов. Будущее компании ТНК-BP небезусловно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях