The Wall Street Journal | 11 марта 2003 г.
Улучшения в российской экономике уменьшают зависимость от американских подачек
Ален Каллисон
Сопротивление России американскому вторжению в Ирак свидетельствует о возможной смене курса дипломатии зависимости, господствовавшей здесь в 1990-х годах. Вышедшая из постсоветского десятилетия нехваток и провалов, Москва наводнена деньгами, и ее не так легко купить экономическими подачками с Запада.
В преддверии голосования в ООН, которое может привести к войне в Ираке, противоборствующие лагеря, возглавляемые США и Францией, сосредоточились на интенсивном лоббировании среди горстки колеблющихся членов Совета Безопасности. По словам американских дипломатов, их усилия сконцентрированы на Анголе, Гвинее и Чили. Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс публично дала понять, что администрация Буша может предложить значимым странам экономическую помощь в обмен на их поддержку. "Мы говорим с людьми об их интересах", ? отметила она.
Еще недавно подобные намеки были бы с готовностью поняты. В 1990-е годы ремешки, которыми затягивался западный кошелек, были доминирующим фактором, с точки зрения России, при формировании внешней и даже внутренней политики. В период экономической разрухи Москва боялась карательных мер со стороны Парижского и Лондонского клубов, групп кредиторов, которым принадлежали миллиарды долларов советского долга. При латании бюджетных дыр она полагалась также на щедрость Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Западные экономические рычаги не всегда регулировали широковещательные заявления непредсказуемого президента Бориса Ельцина, но они, тем не менее, играли свою роль в критические моменты. Ельцин был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы Россия присоединилась к "Большой семерке" промышленно развитых стран. Когда в 1999 году самолеты НАТО бомбили Югославию, помощь МВФ считалась важным фактором, мешающим превратить символическую поддержку, которую Россия выражала югославскому правительству, в активную военную помощь.
С тех пор алхимия российских финансовых отношений сильно изменилась. Президент Путин, занявший этот пост в начале 2000 года, прекратил займы у МВФ, при этом восстановление мировых цен на нефть принесло Москве некоторое финансовое облегчение. Нестабильность на Ближнем Востоке, вызвавшая рост цен на нефть, лишь еще больше укрепила финансовое положение Кремля. Сейчас у России, которая является вторым в мире крупнейшим производителем нефти, хватает денег, и правительство использует огромный избыток бюджетных средств для погашения национального долга.
На прошлой неделе, через день после того, как Россия вместе с Францией и Германией заявила о своем противодействии решению ООН, разрешающему применение силы против Ирака, на сайте российского правительства появилось сообщение о намерении в следующем году, то есть с опережением графика, выплатить долг МВФ. Зимой прошлого года Кремль объявил о том, что он прекращает работу Корпуса мира в России. Этот шаг был воспринят как повышение уверенности в себе и выражение того, что Россия не нуждается в помощи таких групп, как Корпус мира, задача которых ? оказывать содействие развивающимся странам.
"Уже некоторое время они не стоят на коленях", ? заявил высокопоставленный американский дипломат в Москве. США стремятся избегать явных предложений экономического характера в обмен на поддержку Россией вторжения в Ирак, сказал дипломат, добавив при этом, что российское правительство продемонстрировало свою незаинтересованность в подобных предложениях.
Защищая Ирак, Россия преследует собственные интересы: в последние годы Саддам Хусейн пообещал предоставить российским компаниям возможность разработать более 25 млрд баррелей нефти на иракских скважинах. Кроме того, российское правительство хочет, чтобы Ирак выплатил долг, оставшийся со времен СССР. К началу 90-х, когда Ирак прекратил выплаты, этот долг достигал 8 млрд долл.
Если же говорить о том, что Путин, принимая сегодня решения по Ираку, все же учитывает экономически заманчивые предложения западных правительств, неясно, может ли Вашингтон предложить нечто большее, чем Франция или Германия. Германия является одним из важнейших торговых партнеров России, а крупнейшая российская государственная компания "Газпром" экспортирует свой газ главным образом в Европу. Россия давно и настойчиво уговаривает Запад помочь ей вступить во Всемирную торговую организацию, с тем чтобы облегчить доступ российских товаров на западные рынки. Но для вступления требуется помощь многих стран, а не только США.
Между тем, как утверждает американский дипломат, Россия дала понять, что мировые цены на нефть волнуют ее больше, чем нефтяные контракты и долги советской эпохи. Треть доходов федерального бюджета ей приносят нефть и газ; если США войдут в Ирак и резко увеличат производство, для федерального бюджета это окажется сильным потрясением.
"Хотя 8 млрд долл. ? не пустяк, эта сумма кажется ничтожной, если задуматься о возможном падении цен на нефть", ? отметил дипломат.
США заверили Россию в том, что, получив доступ к иракским нефтяным скважинам, они не допустят обрушения цен. Промышленные аналитики полагают, что после прекращения нестабильности на Ближнем Востоке цены на нефть опустятся с нынешнего высокого уровня в 30 долл. до многолетнего среднего значения, составляющего около 20 долл.
Кремль уже заготовил большую финансовую подушку, которая смягчит последствия любого падения цен на нефть. Правительство рассчитывало бюджет 2003 года, исходя из средней цены 21 долл. за баррель, и с каждого доллара, превышающего расчетную цифру, российский федеральный бюджет получает около 1 млрд долл. дополнительной прибыли. Избытки накапливаются, и за последние четыре месяца резервы Центрально банка увеличились на 6,3 млрд долл., составив на конец февраля 53,1 млрд.
"Я бы сказал, что российская экономика, в том числе и бюджетная сфера, готова к такой ситуации", ? заявил министр финансов Алексей Кудрин, выступая по государственному телевидению.
Позиция Москвы резко отличается от позиции Турции, которая в последние дни отчаянно борется за изменение решения, отвергающего предложение США разместить в этой стране свой 60-тысячный контингент в обмен на экономическую помощь в размере 15 млрд долл. На прошлой неделе, после того как парламент отказался от предложения принять американские войска, турецкие финансовые рынки рухнули.
Между тем российские акции и обязательства за последние несколько недель укрепили позиции, несмотря на спад на финансовых рынках всего мира, который инвесторы связывают со страхами перед войной. Хотя поднять российские активы помогла высокая цена на нефть, аналитики полагают, что усиление позиций связано, в частности, с длящейся несколько лет экономической реформой, которая увеличила инвестиционную привлекательность России. В феврале компания BP PLC объявила, что сделает самую крупную инвестицию за всю российскую историю, заплатив около 6,75 млрд долл. наличными и акциями за 50-процентный пакет акций в новом предприятии, которое станет третьим крупнейшим производителем нефти в стране.
Аналитики расценили сделку BP как знак того, что Россия достаточно стабильна, и крупные западные компании могут осуществлять здесь значительные прямые инвестиции. Сумма сделки почти в полтора раза превышает все прямые иностранные вложения, привлеченные в Россию в прошлом году. Инвесторы заключают пари о том, что в следующем году размер привлеченных инвестиций сравняется с объемом государственного долга страны, выросшего как на дрожжах после финансового кризиса 1998 года.
"Сегодня для России важнее частные инвестиции, а не финансовая помощь зарубежных правительств, ? считает глава исследовательского отдела московского инвестиционного банка "Ренессанс капитал" Ролан Нэш. ? Как раз сейчас частные инвестиции приходят, и подачки становятся не нужными".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях