Статьи по дате

The Guardian | 11 марта 2004 г.

Для привлечения избирателей все средства хороши

Ник Пейтон Уолш

В отличие от остального товара, выставленного в киоске у Любы, предвыборные плакаты - не для продажи. Постер с надписью "14 марта - выборы российского президента" на фоне государственного флага России по обязанности должен красоваться в витринах частных продуктовых ларьков, тысячами наводняющих Москву.

В условиях российской управляемой демократии хозяин киоска не выбирает, какой плакат выставить. Люба, работающая здесь продавцом, говорит: "Нам пришлось заплатить районному инспектору 50 рублей за этот плакат. Он велел всем владельцам киосков купить плакаты и выставить их в витринах".

Ревниво охраняемый плакат на витрине у Любы - один из примеров топорной методики, которую российские власти используют, чтобы убедить россиян явиться на предстоящие 14 марта президентские выборы. Бюрократы по всей России используют все имеющиеся у них полномочия для повышения процента явки. В ход идет все - плакаты, снижение цен на продукты, SMS-сообщения. Даже больничные койки используются в целях обеспечения большего числа голосов.

У президента Путина на предстоящих выборах нет серьезных соперников, однако опасения Кремля связаны с тем, что, принимая во внимание необъективное освещение в СМИ и вялость оппозиции, люди не сочтут нужным прийти проголосовать вообще. По условиям конституции, при явке меньше 50% результаты выборов не могут быть признаны действительными.

Лилия Шевцова, ведущий исследователь Московского центра Карнеги, говорит: "Все будет зависеть от явки избирателей".

Люба усмехается: плакат в ее киоске просто призывает людей прийти на выборы, говорит она, а не агитирует за действующего президента, за которого Люба, кстати, в любом случае собирается голосовать. Не все соглашаются с этим.

Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра "Панорама", утверждает, что такая предвыборная агитация представляет собой косвенную рекламу Путина. Надписи на плакатах гласят: "Голосуй за Россию", но это, по-видимому, то же самое, что "Голосуй за президента".

Пресс-секретарь Мосгоризбиркома Вячеслав Шуленин заявил, что государственные предприятия обязали разместить плакаты, призывающие прийти на выборы, но заставлять частных предпринимателей покупать или выставлять такие плакаты в витринах - незаконно.

В московском метро размещены призывы "защищать Конституцию Российской Федерации" путем голосования. Тот же мотив повторяется в тексте на обороте проездных карточек. На выходе из некоторых станций раздают листовки. Москвичи, которые придут на выборы, смогут стать зрителями концерта поп-музыки, который устраивает радиостанция "Динамит FM".

В Калининграде, зажатом между Польшей и Литвой, местные власти провели конкурс среди молодежи на лучший текст, убеждающий людей прийти на выборы. Выигравший слоган будет отправлен в виде SMS-сообщения на все мобильные телефоны города. На избирательных участках будут продавать продукты с 10-процентной скидкой, что, видимо, является наживкой для более пожилых и менее обеспеченных избирателей.

В дальневосточном Хабаровске в государственных больницах требуют, чтобы больные, прежде чем лечь в больницу, позаботились об открепительном удостоверении, которое позволит им проголосовать на больничной койке. Новый вице-премьер Александр Жуков вчера назвал такой шаг со стороны управления больниц "недопустимым".

На прошлой неделе Сергей Глазьев, ближайший соперник Путина, обвинил Кремль в преступном использовании государственных ресурсов для повышения явки избирателей и процента. Кремль отвергает эти обвинения.

Организация по безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) уже высказала критику в адрес государственных СМИ за пристрастное отношение во время предвыборной кампании. Источник в ОБСЕ, выразив удивление по поводу недостаточной политической активности, заявил: "Они не предоставили кандидатам равных возможностей. Предвыборная кампания отсутствует. Единственные представленные плакаты просто призывают прийти на выборы".

По мнению Шевцовой, эти трюки выглядят крайне глупо, так как демонстрируют неуверенность участников предвыборной кампании Путина в том, что он на самом деле способен привлечь избирателей. В конечном итоге, считает она, победа, которую они получат, не будет иметь ценности.

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru