Статьи по дате

The New York Times | 11 марта 2004 г.

Российский самолетостроитель выбирает капитализм

Эрин Е. Арведлунд

Еще один признак значительных перемен в России - "Иркут", ранее засекреченный изготовитель военных самолетов, десятилетиями обеспечивавший защиту Советского Союза от западного капитализма, обратился к рынку акций, чтобы выкупить другие компании и разрабатывать новые самолеты.

Эта компания стала первой из российских военных предприятий, выставившей свои акции на акционерном рынке. Акции стоят около 100 млн долларов и представляют 20% стоимости компании. Торги закрылись в среду при цене 76 американских центов за акцию, то есть на 17% больше заявленной в прошлый четверг.

"Иркут", расположенный в заснеженном сибирском городе в пяти световых зонах от Москвы, занимается изготовлением летательных аппаратов, разработанных в других компаниях. Около 90% их продукции - военный воздушный транспорт, но они производят и гражданские самолеты.

Алексей Федоров, президент компании считает, что его компания способна соперничать с крупными западными, такими, как "Boeing", "Lockheed Martin" и "EADS", так как стоимость его продукции ниже и потому, что после войны в Ираке некоторые мусульманские страны предпочитают не сотрудничать с американскими компаниями.

По программе министерства обороны России должен быть создан национальный консорциум авиации и самолетостроения, объединяющий самолетостроительные компании.

Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий выразил скептическое отношение к предполагаемой реформе. Он сомневается, что министерство обороны способно организовать такое масштабное промышленное объединение.

Хотя стоимость "Иркут" примерно равняется 10% оборонного сектора, это крохотная компания, по сравнению с компанией "Boeing", совершившей в прошлом году продаж на 50 млрд долларов, и с компанией "Lockheed Martin", утверждающей, что их уровень продаж превысил 25 млрд долларов. Выручка от продаж "Иркута" составила в 2002 году всего 500 млн долларов, с которыми он занимает 58-е место в первой сотне оборонных предприятий мира

Однако, продажи растут. Заключаются договоры с Индией, Китаем, Малайзией. Федоров говорит, что через десять лет уровень выручки от продаж достигнет 1,6 млрд в год, и только половина заказов будут иметь отношение к военному транспорту, тогда как сейчас это 90%.

Оценки аналитиков не столь оптимистичны - по их прогнозам, через 10 лет годовой уровень "Иркута" составит 900 млн долларов, так как соперники, такие, как поддерживаемая Пентагоном "Lockheed Martin", очень сильны, а потенциал российской компании на ближайшее десятилетие достаточно ограничен.

Благодаря дешевой рабочей силе (около 300 долларов на одного рабочего) "Иркут" имеет некоторое преимущество, благодаря которому они смогли снизить цену продукции на 10%. С другой стороны, у российской компании нет средств, чтобы вкладывать их в разработку новых технологий.

На стенах завода все еще сохранились старые лозунги с советских времен, но у Федорова свои лозунги: "Нет заказов - нет работы. С самолетами мы не пропадем. В них наша жизнь".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru