La Repubblica | 11 марта 2005 г.
"Раис использовал взятки для закупок оружия"
Марко Менсурати
Чтобы понять смысл расследования "Нефть в обмен на продовольствие", чтобы понять интригу этого международного скандала, который вверг в затруднительное положение председателя регионального совета Ломбардии Роберто Формиджоне и многих других влиятельных лиц в Европе, необходимо поехать в Колорадо, в Скалистые горы.
Здесь, в маленьком домике, поселился бывший сотрудник ЦРУ Роберт Баер, который с 1996 года возглавлял и координировал первые расследования по контрабанде нефти, процветавшей в тени программы ООН до момента падения режима в 2003 году.
Боб Баер собирал информацию на переднем фронте, в Курдистане, и за кулисами, в Вашингтоне. Начиная с ответов на основной вопрос, который был задан сразу же после того, как разразился скандал: куда пошли деньги, которые в виде взяток платили западные страны режиму Саддама? Куда ведут следы? "Эти деньги направлялись по двум маршрутам. Один ведет в ближневосточные банки, в основном в Бейрут, где деньги оказывались на личных счетах членов семьи Саддама. Второй ведет в Швейцарию, а оттуда в Россию, где режим Саддама покупал оружие и все необходимое для оснащения Республиканской Гвардии", - поясняет Баер.
- Какого типа оружие?
- То оружие, которое сегодня применяется на улицах Багдада. Вероятнее всего, это именно то оружие.
- Какие страны платили взятки за нефть?
- На государственном уровне - Америка, и в Европе - Франция, Россия и Италия. Известны также и отдельные случаи, к которым причастны небольшие нефтяные компании Нидерландов и Швеции.
- Правительства этих стран знали, что скрывается за программой ООН? Они знали, что коррупция финансировала незаконную торговлю оружием?
- Естественно, знали все.
- Вы можете рассказать подробнее?
- В период, скажем так, с 1994 года и далее, мы, сотрудники ЦРУ, передали нашему правительству десятки докладов. И администрация вне всякого сомнения предупредила заинтересованные страны.
- Что было в этих докладах?
- Подробным образом описывалось, куда шли деньги, что они переправлялись через Национальный банк Парижа в швейцарские банки, на счета Барзани. Затем Саддам, используя свои старые каналы, закупал оружие. Всей этой операцией руководил лично его сын Удей.
- Как началось расследование по программе "Нефть в обмен на продовольствие"?
- Практически оно велось всегда с 1996 года. Сразу же после введения эмбарго страны, которые я перечислил, начали заниматься контрабандой нефти. Эта программа ООН была лишь попыткой легализовать положение, которое с самого начала стало понятным всем.
- Можно ли сказать, что в данном расследовании имеется политическое направление; глава Ломбардии Формиджоне говорил о маневрах ЦРУ против него.
- Эта версия полностью исключается. Расследование началось спонтанно. Вместе с расследованием по оружию массового поражения. И освещение в прессе этих расследований - совершенно иное дело.
- В каком смысле?
- Политика ЦРУ в последние годы была направлена на оказание поддержки Вашингтону. И Вашингтон в самые тяжелые дни иракской кампании нуждался в том, чтобы переключить внимание с себя на европейские страны, в частности на самые критически настроенные страны. В их число не входила Италия. Иными словами, выяснилось, что многие из тех, кто боролся сначала против эмбарго, а потом и против войны, в действительности обогащались.
- В чем заключалось участие Италии?
- Итальянцы в Ираке всегда играли особую роль. Не обладая решающим весом на международной арене, Италия не входила в число стран, к которым Саддам относился с особым вниманием. Вместе с тем итальянцы были очень активными и играли на пространстве между американцами и французами. Итальянские компании были самыми активными и очень часто использовались американцами в качестве посредников.
- Говоря об ответственности, как высоко можно подняться по этой лестнице?
- Существует два типа ответственности, в этой истории: прямая и косвенная. Думаю, что будет предпринята попытка привлечь Ширака, но это будет очень сложно, поскольку французское общественное мнение особо чувствительно относится к иракскому вопросу. Будет очень много работы на промежуточном уровне. Здесь еще предстоит многое расследовать.
- Например?
- Например, коррупция по программе "Нефть в обмен на продовольствие" затрагивала не только нефтяную сферу, она распространялась на товары первой необходимости. Подрядчики, те же, что облегчали поставки нефти на турецких и иорданских границах, импортировали на чистые деньги ООН просроченные медикаменты и испорченные продукты, получая гигантские доходы от всех операций.
- Об этом тоже говорилось в докладах ЦРУ?
- Естественно, да. Но американское правительство закрывало глаза на ответственность турецких и иорданских подрядчиков, в противном случае стало бы известно об ответственности собственных многонациональных компаний в другой сфере, нефтяной.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях