The Sunday Times | 11 марта 2008 г.
Выборы в США: что их исход будет означать для мира
Ирвин Стелцер
Чернокожий мужчина ведет трудную борьбу с белой женщиной за право бросить вызов герою войны и стать президентом единственной мировой сверхдержавы. Неудивительно, что многие мои друзья в Великобритании следят за происходящим не отрываясь - действо напоминает самые популярные мыльные оперы. В этом нет ничего плохого, разве что зрители слишком сосредоточились на противостоянии личностей и не уделяют достаточно внимания реальным политическим расхождениям, которые делают нынешние выборы столь важными не только для Америки, но и для всего мира.
Невозможно отрицать, что политика в некоторой степени связана с личностными особенностями. Барак Обама пользуется поддержкой чернокожих, а Хиллари Клинтон популярна среди женщин, особенно немолодых. У республиканцев одиночку Джона Маккейна поддерживают солдаты и ветераны, а также независимые избиратели, которым нравится его знаменитый "откровенный разговор" и готовность занять позиции, неприятные социальным консерваторам в рядах собственной партии.
Однако противостояние не сводится лишь к цвету кожи Обамы, половой принадлежности Клинтон и героизму, который Маккейн проявил во вьетнамском плену или в борьбе против субсидий производителям этилового спирта в Айове (из-за бескомпромиссной позиции Маккейн лишился шансов на победу в этом штате. - Прим. ред.). Во внешней политике Обама и Клинтон выступают за ускоренный вывод войск из Ирака, хотя и признают необходимость продолжать подготовку иракских солдат и, возможно, сохранять определенное присутствие в регионе. Маккейн никакого отступления не планирует: Ирак он рассматривает как важное поле боя в войне с террором, проверку решимости и чести американцев. Поддержат ли демократы в Конгрессе политику президента Маккейна, непонятно, хотя он и обещает сразу после прихода к власти закрыть тюрьму в Гуантанамо и запретить пытки - такова часть его плана по возвращению Америки к моральным истокам.
Этого, однако, недостаточно, чтобы заставить большинство британских наблюдателей поддержать Маккейна. Однако не нужно спешить. И Обама, и Клинтон выступают со все более протекционистских позиций. Они намерены аннулировать соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли (Nafta), если Канада и Мексика не введут у себя стандарты в области труда и экологии, подобные тем, что действуют в США. Оба кандидата выступают против любых соглашений о свободной торговле, причем Обама заявляет, что они "подрывают национальную безопасность". Демократы хотят заморозить раунд переговоров о свободной торговле в Дохе. Если вы полагаете, что решение министерства обороны США подписать контракт на 35 млрд долларов (18 млрд фунтов) о поставке самолетов-заправщиков с европейской EADS, а не с Boeing, вызовет в Америке политическую бурю, то вы правы. Маккейн, сошедший с привычной дороги, чтобы провозгласить поддержку свободной торговли в целом и Nafta в частности, столкнется с подобной яростью протекционистов. Отчасти так происходит потому, что республиканский кандидат не верит, будто можно установить барьер на пути канадских товаров, а затем просить, чтобы канадское правительство оставило солдат на передовой в Афганистане. А вот если Обаме или Клинтон представится шанс занять Белый дом, они вполне могут наложить вето на контракт по воздушным заправщикам.
Протекционистская позиция Клинтон предназначена для "синих воротничков", которые входят в число наиболее ярых ее сторонников. Именно они 22 апреля примут массовое участие в предварительных выборах в Пенсильвании. Эти же трудяги помогли ей на прошлой неделе победить на праймериз в Огайо, где демократы заявили на избирательных участках, что торговля забирает больше рабочих мест, чем создает.
Позиция Обамы не столь ясна - и это играет против него. Он резко вступил против Nafta, пригрозив "возможным выходом" из договора, если Мексика и Канада откажутся пересмотреть условия соглашения. Однако, как стало известно в результате утечки информации из канадского консульства в Чикаго, главный экономический советник Обамы, профессор Чикагского университета Остин Гулсби заверил их, что заявления кандидата служат лишь политическим целям. Это хорошая новость для сторонников свободной торговли, но в то же время удар по репутации Обамы - отчасти случившееся дало Клинтон преимущество в Огайо и в Техасе.
Еще одна тема, важная для всего мира, - мощь американской экономики. Советниками Маккейна по экономике являются бывший сенатор Фил Грэмм, который выступает за традиционный сбалансированный бюджет и консервативную финансовую политику, а также Джек Кемп, бывший конгрессмен и кандидат в вице-президенты, полагающий, что дефицит бюджета не так уж важен. Неизвестно, кого из них будет слушаться Маккейн, - сам он обычно не ведет дискуссий об экономической политике. Маккейн обещает сохранить сниженные Бушем налоги (с этим согласен Конгресс). В то же время Обама и Клинтон намерены повысить налоги на доход от прироста капитала и отменить налоговые льготы, введенные Бушем. Это приведет к значительному росту налогов, которое придется на момент, когда экономика как раз будет, вероятнее всего, оправляться от спада или же скатываться к рецессии. Кроме того, нам известно, что Маккейн стремится решить проблемы вроде здравоохранения и пенсионного обеспечения за счет рыночных механизмов, в то время как Обама и Клинтон отводят более значимую роль программам, санкционированным правительством (Клинтон планирует передать руководство этими программами правительству).
Есть и другие причины, по которым теперешние выборы важны не только американцам. Обама обещает встретиться с лидерами Кубы, Ирана и Северной Кореи, как только займет президентский пост. Клинтон более осторожна в своих обещаниях, она призывает с помощью дипломатии прояснить ряд спорных вопросов, прежде чем садиться за стол переговоров с врагами Америки. Маккейн выступает за исключение "реваншистской России" из "большой восьмерки", а также за значительное увеличение вооруженных сил. Не забывайте также о его предложении сформировать Лигу демократических стран, которая сможет предпринимать быстрые действия в моменты, когда медлит ООН, и вам станет понятно, почему он не расположил к себе европейских либералов.
В любом случае мир, которому не нужно выбирать между мягкими протекционистами и жестким сторонником свободной торговли, может просто сидеть и наблюдать за происходящим. Несомненно, Маккейна вежливо встретят, когда в марте он посетит Лондон. Однако мой личный опрос свидетельствует, что большинство британцев предпочло бы принимать у себя за чаем Обаму.
Ирвин Стелцер - бизнес-консультант, курирующий исследования в области экономической политики в Гудзонском институте.
Также по теме:
Американская твердыня (Süddeutsche Zeitung)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях