Time | 11 мая 2001 г.
Почему греки набрасываются на Папу?
Тони Кэрон
Телефонный разговор с Римом. Журналист TIME Грег Бурк говорит, что враждебный прием, оказанный Папе Римскому объясняется многовековым конфликтом православных и католиков. А визит на Украину будет еще хуже.
- В пятницу Папу Римского Иоанна Павла Второго, прибывшего в Грецию, встречали массовые демонстрации и враждебно настроенное местное духовенство? Почему так сильны антиватиканские настроения?
- Скрытые исторические противоречия между Православной Церковью и Католичеством редко выплескивались на поверхность - обычно люди говорили об этом только в частных беседах. Папа решил посетить преимущественно Православную страну, и они выплеснулись. В ходе его июньского визита в Украину мы ожидаем еще большую враждебность.
На самом деле Папа так хотел съездить в Грецию, что ему было неважно, если прием будет враждебным. Организуя поездку, Ватикан приложил значительные внутренние усилия. Пару лет назад, когда Папа первый раз упомянул о своих планах, Греческий синод заявил, что его никто не собирается приглашать до тех пор, пока он не встанет на колени и не попросит прощения за разграбление Константинополя католическими крестоносцами в 1204 г.
- Можно сказать, что он сделал это, выступая в Афинах...
- Да, но видимо для некоторых православных верующих этого оказалось недостаточно. Все знают, насколько глубока неприязнь между двумя Церквями, но, кажется, впервые в новейшей истории они были столь откровенно выражены.
- В чем причина столь сильного желания Папы Римского посетить эти православные государства - он уже побывал в Румынии и Армении, теперь собирается ехать на Украину?
- Им движет страстное - на грани наивности - желание примирить Церкви. Несколько лет назад он написал энциклику ?О Том, Что Все Могли Бы Стать Одним?, в которой выразил свое пылкое желание объединить всех христиан. Он считает, что такова воля Божья, и что это произойдет. Пока между лидерами двух Церквей, которые участвовали в совместных экуменических собраниях, не произошло вечери братства. В целом они решили дать друг другу возможность стоять на своем. Сегодня один из Православных иерархов зачитает ему обвинительный акт с длинным списком злодеяний, совершенных католиками по отношению к православным в ходе истории. Однако редко мы видим грубые выражения ненависти типа протестов в стиле ?гоу хоум?, с которыми Папу приветствовали на улицах. Возможно, его стратегия подразумевает такие выплески, и он хочет, чтобы злоба проговорилась, и Церкви смогли двигаться дальше.
- Не мешает ли проведению переговоров, направленных на прекращение враждебности, отсутствие единой Православной власти - тот факт, что в каждой стране существует своя собственная Православная церковь?
- Безусловно, уровень враждебности разных Православных церквей различен. Поездка в Румынию была признана достаточно успешной, Папу встречали тепло. Но Русская и Греческая Православные церкви традиционно более враждебны.
- Эти трения связаны только с событиями многовековой давности, или же есть точки воспламенения, связанные с современной ситуацией?
- Есть, но не в Греции. Они точно есть в Украине и наверняка в других частях бывшего Советского Союза. С 1990 г. продолжаются препирательства по поводу церковной собственности, конфискованной у католиков советскими властями. Верующие других бывших советских территорий жалуются на католический прозелитизм. Наверняка не меньше миллиона американских пятидесятников пытаются обратить россиян в свою веру, но достается за это католикам, которые занимаются в основном тем, чтобы вернуть в лоно Церкви свою собственную паству. Однако Папа всерьез намерен примирить Церкви и готов взять огонь на себя.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях