Статьи по дате

The Moscow Times | 11 мая 2004 г.

Дилемма кукольника

Павел Фельгенгауэр

Меньше чем за неделю Россия лишилась сразу двоих из своих самых важных сторонников на Кавказе: Аслан Абашидзе, многолетний лидер Аджарии, был свергнут в ходе бескровного переворота, а промосковский президент Чечни Ахмад Кадыров убит взрывом, прогремевшим на стадионе в Грозном во время празднования Дня Победы в воскресенье.

Абашидзе правил Аджарией как своей личной вотчиной, полагаясь при этом на свои связи в Москве и сделки с российскими генералами. В конце концов народу Аджарии надоела коррупция и репрессивный режим, установленные им. Сторонники молодого и невероятно популярного президента Грузии Михаила Саакашвили организовали массовую демонстрацию в столице Аджарии Батуми, и режим Абашидзе развалился. Правоохранительные службы и службы безопасности пали духом и перешли на другую сторону, не оставив Кремлю другого выбора, кроме как спустить ситуацию на тормозах, предложив Абашидзе убежище в Москве.

Россия содержит в Батуми военный гарнизон численностью в несколько тысяч человек, с танками, бронетранспортерами, многозарядными пусковыми установками и тяжелыми орудиями. Эти войска обладали достаточной огневой мощью, чтобы помочь Абашидзе утихомирить оппозицию и остановить вступление в Батуми грузинских внутренних войск, возглавляемых лично премьер-министром Зурабом Жвания. Однако батумский гарнизон предпочел оставаться в стороне, что в конце концов завершилось сменой режима.

Большинство солдат российского гарнизона в Батуми - это аджарцы, служащие под российским флагом. Когда Абашидзе полностью контролировал ситуацию, нанимать местных казалось неплохим способом сэкономить деньги. Но по мере того, как режим Абашидзе стал разваливаться, стало очевидно, что, приказывая солдатам, нанятым из числа местного населения, стрелять по своим знакомым и соседям, можно довести ситуацию до массового мятежа. Россия потеряла Батуми, а лояльность "российского" гарнизона - под большим вопросом.

На прошлой неделе Кремль направил секретаря Совета безопасности Игоря Иванова для обеспечения условий отставки Абашидзе. Москва сыграла ключевую роль в разрешении кризиса в Аджарии, но в результате ее позиции в этом регионе был нанесен урон.

Саакашвили теперь контролирует батумский порт, через который идет снабжение российских войск в Грузии и Армении. Тбилиси, пользуясь поддержкой США, потребовало у России вывода войск из Грузии в срок до трех лет. Россия настаивает, что для вывода ей необходимо 11 лет, но не исключено, что ей придется пересмотреть свои позиции.

Ничто не может помешать населению Грузии устраивать демонстрации у российских военных баз, тем самым окончательно деморализуя войска и вынуждая их ретироваться в Москву вслед за Абашидзе. Последнее прибежище российской имперской мощи на Кавказе - линия военных баз вдоль границы с Турцией - может вскоре исчезнуть.

В находящейся неподалеку Чечне ситуация ничуть не лучше. Кремль поддерживал Кадырова с 1999 года, и его гибель представляет собой крупное стратегическое поражение.

Президент Путин позиционировал Кадырова как "политическое решение" чеченской проблемы. Кадыров формировал личную, лояльную правительству армию и полицию, куда входили многие бывшие боевики. Эти силы были призваны решить проблему сепаратистов и в конечном итоге заменить собой российские войска в этом регионе. Со смертью Кадырова судьба этой армии, численность которой измеряется 3-5 тысячами, становится совершенно неясна.

Большинство чеченцев презирают "кадыровцев", обвиняя их в пытках, похищениях и других преступлениях. Российские войска не любят их как бывших боевиков, которые несколько лет назад нападали на федеральные войска. Кто бы ни получил теперь власть в Чечне, ситуация в республике выйдет из-под контроля. Там попросту слишком много вооруженных людей, которым нужно свести слишком много счетов - процесс, который при Кадырове несколько замедлился.

Теракт, унесший в воскресенье жизни не только Кадырова, но и других представителей государственной власти, закончившийся серьезным ранением, в частности, генерала Валерия Баранова, был тщательно спланирован и проведен. Несмотря на заверения Кремля в обратном, чеченские сепаратисты, судя по всему, сформировали эффективную подпольную сеть, проникающую глубоко в государственный аппарат, поставленный Москвой.

Политика Кремля по контролю над кавказским регионом силами местного населения оказалась порванной в клочья. Выяснилось, что российские службы безопасности и армия, страдающие от коррупции и недостатка реформ, не могут защитить собственных союзников. Если Путин не начнет немедленно менять курс, то неминуемо последуют новые несчастья такого же рода, и влияние России на Кавказе будет продолжать падать.

Источник: The Moscow Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru