Libération | 11 мая 2005 г.
Россия и Европа дают друг другу пространство
Лорен Милло
"Отнюдь не просто вести переговоры с Владимиром Путиным". Немного усталый после нескольких часов переговоров в Кремле, премьер-министр Люксембурга (председательствующего в Европейской комиссии) Жан-Клод Юнкер бросил эту фразу в конце саммита Россия - ЕС, который тем не менее увенчался подписанием договора о широком сотрудничестве.
После провала саммита в Гааге в ноябре 2004 года, проходившего в разгар украинского кризиса, русские и европейцы хотели во что бы то ни стало добиться "прорыва". Они договорились по поводу "дорожных карт" - целой серии проектов, направленных на сближение в четырех "пространствах", в которых они намерены сотрудничать: экономика; свобода - безопасность - правосудие; внешняя безопасность; наука - образование - культура. Вопреки надеждам и обещаниям последних месяцев, стороны так и не смогли прийти к согласию по поводу проблемы виз.
В качестве предварительного условия смягчения визового режима Европейский союз требует от России обязательства по реадмиссии на своей территории не только российских граждан, незаконно находящихся на территории ЕС, но и всех нелегалов, использовавших Россию в качестве транзита. "Нельзя связывать вопрос о визах с реадмиссией", - заявил вчера Владимир Путин, подчеркнув масштаб тех финансовых и организационных усилий, которые Брюссель требует от России. "Только с Казахстаном мы имеем границу протяженностью в 1000 километров, и она не охраняется!" - поясняет российский советник.
Раздражение. Сама граница между Европейским союзом и Россией остается предметом споров между Москвой и балтийскими странами, в частности Латвией. Вчера Путин позволил себе публичную нервозную реакцию, несколько раз повторив, что Риге следует отказаться от своих "дурацких требований".
Российский президент действительно имел вчера все основания быть раздраженным позицией европейцев. Хотя 9 мая практически все президенты или премьер-министры стран ЕС побывали в Москве, саммит 10 мая мог бы принять совсем другой оборот, задержись они еще на день. Однако Тони Блэр нанес обиду русским, вообще не приехав в Москву 9 мая, а остальные европейские лидеры не пожелали, чтобы Берлускони в очередной раз устроил спектакль, восхваляя политику Путина в Чечне. Между тем балтийские страны потребовали извинений за "оккупацию" 1945 года.
Сведенный к классической формуле (российский президент, председатель Совета и председатель Комиссии), этот саммит привел к минимальному результату. И лишь ироничный Жан-Клод Юнкер мог заявить: между Россией и Европейским союзом, "может, не медовый месяц, но большая любовь".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях