Die Welt | 11 мая 2016 г.
"ЧВК Вагнера" воюет в Сирии
Юлия Смирнова
Российские наемники воюют и умирают в Сирии и на Украине. Они наняты загадочными частными военными компаниями, тренируются вместе с сотрудниками российских спецслужб и получают награды от государства. Это незаконно даже в России, пишет московский корреспондент Die Welt Юлия Смирнова.
В марте в подмосковной Балашихе хоронили майора Сергей Чупова. Гроб украшали венки от боевых товарищей и ОМОНа, "внушающего страх спецподразделения российской полиции", как пишет Смирнова. Офицер прошел Афганистан и Чечню, а этой зимой погиб под сирийским Дамаском.
"Официальная статистика не причисляет офицеров, подобных Чупову, к российским потерям в Сирии. Они не служат в российской армии, а являются бойцами подразделения, которое российские СМИ называют "Частная военная компания Вагнера". Они воюют и погибают на стороне сирийской армии", - сообщает корреспондент. Если по официальным данным Генштаба РФ, потери российской стороны в Сирии составили 6 человек, то, по оценкам российских журналистов, "ЧВК Вагнера" недосчиталась нескольких десятков бойцов.
"Вагнер" - позывной 46-летнего подполковника запаса Дмитрия Уткина, служившего в свое время в спецподразделениях ГРУ, а позднее работавшего в некоей частной охранной фирме, говорится в статье.
В 2013 году впервые в Сирию отправили 250 российских наемников, нанятых частной военной компанией "Славянский корпус", зарегистрированной в Гонконге. После возвращения в Москву бойцов и руководителей фирмы арестовали - наемничество в России уголовно наказуемо.
Вагнер создал собственную частную военную компанию - и в 2014 году бойцы ЧВК прибыли в Крым и в Восточную Украину, сообщает журналистка. Тренировку они проходят на тренировочной базе в Молькино, где размещена бригада спецподразделения ГРУ. "О близости "ЧВК Вагнера" к российской армии говорит не только это. Как следует из опубликованных петербургской газетой "Фонтанка" документов, два российских бойца, погибших зимой 2015 года под украинским городом Дебальцево, были отмечены государственными наградами. Они входили в состав "ЧВК Вагнера". Офицер, погибший в Сирии, также был награжден - Орденом Мужества.
По словам Дениса Короткова, одного из немногих российских журналистов, пишущих о Вагнере и его частной компании, наемник за свою работу получает около 3200 евро в месяц, в случае его смерти семья получает компенсацию в размере 40 тыс. евро, передает Смирнова.
В российском законодательстве отсутствуют нормы, которые бы регулировали деятельность частных военных компаний. "Рано или поздно такой закон будет принят", - считает Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. "Спрос на услуги подобных фирм налицо. Существует целый ряд стран, где царят антизападные пророссийские настроения". Если некое иностранное правительство посчитает, что использование собственной армии затруднительно по разным причинам, оно может обратиться к частной военной фирме из России, предполагает эксперт и указывает на то, что в России достаточно людей с профессиональным военным прошлым и офицеров запаса, которые с удовольствием пошли бы работать в подобную компанию.
"Пример "ЧВК Вагнера" показывает, что Москве не нужно никакой законодательной базы, чтобы проводить неофициальные военные операции в "серой зоне" иностранных государств", - заключает журналистка.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях