Le Monde | 11 ноября 1999 г.
Повод для пересмотра стратегии оказания помощи России
Даниэль Верне
Начиная с 1992 года МВФ предоставил России кредиты на суммы, превышающие 10 млрд. долларов. Сегодня ведущие западные экономисты убеждены в необходимости пересмотра стратегии оказания финансовой помощи России, так как экономические реформы уже давно не идут. На Западе убеждены в том, что после проведения парламенстких и президенстких выборов следует пересмотреть политику оказания финансовой помощи России и начать обсуждение хода экономических реформ.
На протяжении 13 лет Мишель Камдессю возглавлял деятельность Международного валютного фонда и руководил процессом трансформации в странах бывшего коммунистического блока к рыночной экономике и демократии. За весь этот период Россия по кредитам МВФ получила в общей сложности свыше 10 млрд.долл., не считая кредитов, предоставленных России западными странами не в рамках МВФ. Однако, несмотря на объем оказанной помощи, в 1998 году в России разразился финансовый кризис, в результате которого пострадал едва сформировавшийся средний класс.
Сегодня стали известны случаи нецелевого использования предоставленных средств.
8 ноября, сообщает автор, - в Москву прибыла делегация МВФ, которая должна принять решение относительно предоставления второго транша (640 млн. долл.) кредита, который был заблокирован еще в сентябре, после того, как стало известно о финансовых злоупотреблениях российских чиновников. По мнению автора, российское руководство планирует увеличить военные расходы на Чечню за счет денежных средств, поступающих от международных финансовых организаций. По словам министра финансов России, если Москва получит обещанные деньги, то "проблем не будет", в противном случае, придется "изменить" приоритеты "расходных статей". МВФ и Всемирный банк предупредили Москву о том, что прекратят предоставление кредитов в случае, если "военные расходы будут превышать установленные нормы". В ответ на эти заявления, бывший представитель России на переговорах с МВФ и один из самых известных "демократов" Чубайс заявил, в перечне условий выдвинутых МВФ ничего не говорится о том, что Россия не должна вести борьбу с терроризмом".
В итоге, автор приходит к выводу, что МВФ обеспечивал поддержку программ по стабилизации российской финансовой системы, которая основывалась на канонах неолиберальной теории, но была составлена, как выяснилось, без учета особенностей российской экономики. По его мнению, разработчики программы совершили большую ошибку, сделав акцент на поддержании сбалансированности государственного бюджета. Похоже, что в стране, где отсутствует практика сбора налогов и где отношения между предприятиями основываются на взаиморасчетах, само понятие "бюджет" было мало известно.
Однако ответственность за сложившуюся экономическую ситуацию в России и за кризис в социальной сфере ложится не только на МВФ и его директора-распорядителя. Молодые политики, пришедшие к власти в начале 90-х вместе с Ельциным, и взявшие на вооружение экономическую доктрину монетаризма, приступили к либерализации цен, приватизации предприятий, перераспределению финансовых потоков.
Они применили метод "шоковой терапии" к экономики, которая на протяжении 70 лет существовала в искусственно созданных условиях. Какой смысл имела либерализация цен в стране, где не существовало понятия "цены" с точки зрения теории рыночной экономики: существовали лишь цены, которые произвольно назначались центральными планирующими организациями или диктовались условиями черного рынка? - удивляется автор.
Еще в сентябре, на Генеральной ассамблее Фонда его руководители заявили о готовности "сопровождать Россию по пути реформ", игнорируя тем самым тот факт, что реформы в России уже давно не проводятся, а их содержание не соответствует особенностям этой страны. Об этом на протяжении длительного времени неоднократно напоминали некоторые российские политики. Аналогичной точки зрения придерживаются и руководители ряда стран Запада.
После того, как в августе 1998 года в России разразился финансовый кризис, министры иностранных дел стран ЕС приступили к пересмотру политики оказания помощи России. Однако до сих пор они не сумели принять никакого решения: многие убеждены в необходимости пересмотра этой политики, но никто не знает, что конкретно следует делать. Все понимают, что говорить об установлении новых отношений с Москвой, о пересмотре стратегии оказания помощи и об определении содержания и условий реализации программ по реформированию экономики следует лишь после проведения в России парламентских и президентских выборов. Вполне вероятно, что отставка Мишеля Камдессю предоставит МВФ возможность пересмотреть свою стратегию, не изменяя своим принципам.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях