The Guardian | 11 ноября 2004 г.
"Запад должен понять, что это неизбежно: ислам возвращается"
Фэйсал Яфаи
Корреспондент Guardian Фэйсал Яфаи беседует с представителями самой радикальной исламистской группы, деятельность которой запрещена во всем ближневосточном регионе, о вере, неповиновении и будущем
Эхо разносит слова человека по просторному залу восточного Лондона: "Они хотят, чтобы мы пересмотрели сущность ислама, чтобы соответствовать западным планам", - произносит он нараспев, и его аудитория одобрительно гудит.
"Ислам будет политическим движением, хотят они этого или нет. Ислам и есть политика. Аллах никогда не оставался в стороне, когда речь заходила о политике".
Говорящий - член группировки "Хизб-ут-Тахрир", самой неоднозначной исламистской группировки в Великобритании. Критики призывают запретить их деятельность, как она запрещена в Германии, в то время как сторонники группы провозглашают их спасителями мусульманской общины.
В Узбекистане тысячи членов группировки "Хизб-ут-Тахрир" заключены в тюрьмы, а один российский исследовательский институт сравнил их с "Аль-Каидой".
До недавнего времени руководство группировки "Хизб-ут-Тахрир", проявляя осторожность, держалось в тени и не афишировало количество своих членов, структуру управления и источники финансирования.
Один бывший член группы говорит, что в Великобритании, возможно, всего около 500 членов группы, но что касается преданных сторонников группы, то их может быть в 10 раз меньше.
В знак того, что группа меняет свою стратегию, ее руководство предоставило Guardian беспрецедентный доступ к руководству. Мы побеседовали с настоящим и бывшим лидерами "Хизб-ут-Тахрир" и их сторонниками в Лондоне, Дерби, Лестере, Бирмингеме, Ноттингеме и Манчестере, чтобы попытаться понять мотивы и идеологию группы.
Лидер группы, 28-летний консультант по IT Джалалуддин Патель - это первый лидер в 18-летней истории существования группировки, который выступил в национальной прессе. Он говорит, что им нечего скрывать, но отказывается назвать точное число членов: "Это вопрос безопасности. Мы не знаем, как западное общество отнесется к такой организации, как наша".
Патель настаивает, что "Хизб-ут-Тахрир" не представляет угрозы для Запада, но добавляет, что Запад должен понять, что возвращение ислама неизбежно, что очень скоро в мире укоренится исламский халифат".
Несмотря на недавние шаги в сторону большей открытости, вступить в группу по прежнему нелегко. До того как стать членом группы, сторонники должны пройти специальное групповое обучение. Патель отрицает, что в этих учебных группах занимаются промывкой мозгов: "Если вы называете промывкой мозгов изложение идей и дискурс, построенный на этих идеях, тогда, боюсь, что так оно и есть. Но к счастью, мы не занимаемся промывкой мозгов".
Патель в свои 28 лет относительно молод для лидера национальной группы, хотя он был связан с деятельностью "Хизб-ут-Тахрир" с 16 лет. Он пришел в "Хизб-ут-Тахрир" в поисках ответов на свои вопросы, прошел обучение и в 26 лет стал председателем исполнительного комитета. Хотя он неохотно говорит о своем прошлом, понятно, что рос он в комфортных условиях, и в его воспитании не делали особого упора на политику. Его отец знает, что он связан с "Хизб-ут-Тахрир", но не знает, что он ее возглавляет. "Теперь узнает".
Патель говорит, что группа финансируется целиком из денег членов и сторонников группы. Деньги собирают по мере необходимости в необходимом количестве. Зарплаты они за свою деятельность не получают.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях