Der Standard | 11 ноября 2004 г.
Яковлев: ЕС должен интегрировать Россию
Ханс Раушер
- Пятнадцать лет назад пала Берлинская стена. Вы как архитектор перестройки ожидали этого?
- Всегда случается то, чего не ожидаешь. Так было и с Берлинской стеной. Эгон Кренц (председатель Госсовета ГДР - Прим. ред.) позвонил мне тогда и практически спросил совета. Я сказал, что это, собственно, ваша проблема. Вы построили стену. Мне ее не жалко. Но мы с Горбачевым сказали, что для немецких коллег было бы хорошо, если бы все прошло без кровопролития. Кренц, кстати, выступал за постепенное объединение Германии.
- Предполагали ли вы, что из-за перестройки распадется Советский Союз?
- Нас обвинили в том, что у нас якобы не было плана. Мы знали, чего мы хотели, но было опасно говорить об этом вслух. Нам была нужна революция эволюционного характера. В принципе, это получилось. Мы ясно понимали, что Советский Союз в той форме, в которой его основали Ленин и Сталин, был не жизнеспособен. Но мы не ожидали, что он распадется хаотично, как произошло в 1991 году. Я хотел убедить Горбачева, что нужно перейти к конфедерации советских республик, наподобие ЕС. Но из-за путча чекистов в августе 1991 это не удалось.
- Сейчас Россия "эволюционным путем" возвращается к авторитарному президентскому режиму.
- Это "бархатная реставрация". Трудно сказать, к чему это приведет. Никакого плана нет, но телевидение находится в руках государства, это верно. Однако есть еще оппозиционные газеты, с эстрады над Путиным шутят. По большому счету люди не боятся говорить то, что они думают. Но номенклатура - да. Она ведет себе угодливо и послушно.
- Что должна делать Европа? Быть может, ввести в отношении Путина санкции за то, что он постепенно душит демократию?
- Нет, несмотря на весь мой критический настрой, я должен вам сказать, что единственный способ повлиять на российское руководство - это интегрировать Россию в европейский политический процесс. Не нужно возводить ни политических, ни моральных, ни экономических барьеров. Это означало бы лить воду на мельницу социалистов-реакционеров. Мы так устали от этих постоянных революций и контрреволюций. Органическое сближение России с Европой успокоило бы всю страну, а также заставило бы нас работать. Ведь у нас люди хотят жить по-европейски, а работать по-социалистически.
- Сколько времени нужно, чтоб россияне сбросили с себя авторитарный менталитет и больше не требовали "сильного правителя"?
- Два поколения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях