Inopressa | 11 ноября 2013 г.
Переговоры с Ираном: ядерный тупик или достижение?
Обзор прессы
Крупнейшие британские издания посвятили редакционные статьи переговорам группы "5+1" и Ирана, которые завершились 10 ноября в Женеве без подписания предварительного соглашения.
"Неудачную попытку заключить хотя бы временное соглашение можно целиком списать на упрямство Тегерана, - пишет The Times. - Он имеет право на гражданскую ядерную программу; права на ядерное оружие у него нет и он не должен его получить".
Непосредственной причиной того, что стороны не пришли к соглашению, стало несогласие Франции с проектом предложения о приостановке ряда мероприятий иранской ядерной программы в обмен на смягчение экономических санкций, говорится в статье.
"В результате единственным формальным результатом переговоров стало согласие на еще одну встречу в этом месяце, - сообщает издание. - Однако на новой встрече будут присутствовать менее высокопоставленные дипломаты - чиновники, а не министры. Казалось бы, это поражение. Однако осторожность французского правительства оправдана. Целью переговоров была ликвидация угрозы безопасности и стабильности Ближнего Востока со стороны амбиций Ирана. Нет смысла заключать соглашение, если оно не устраняет угрозу".
Проверка намерений президента Рухани заключается не в том, чтобы он зарекомендовал себя более приятным собеседником, нежели его предшественник Махмуд Ахмадинежад. Не так уж сложно казаться мягким после человека, отрицающего Холокост и радостно предвкушающего уничтожение Израиля. По-настоящему важно, чтобы Рухани признал справедливость опасений соседей Ирана - как арабских стран, так и Израиля - и показал, что их страхи не реализуются.
"Иранская бомба дестабилизирует весь Ближний Восток и будет угрожать Израилю. Давление на Тегеран привело его за стол переговоров. Сейчас не время его ослаблять", - резюмирует The Times.
Все твердят о том, что до создания Ираном ядерного оружия осталось недолго, однако Мохаммад Зариф и Хасан Рухани также ограничены во времени, говорится в редакционной статье The Guardian.
"Каждый раз, когда они возвращаются домой без соглашения, которое означало бы для Ирана смягчение санкций, иранские "ястребы" усиливают давление, - пишет газета. - Способность создать бомбу, которую Иран всегда отрицал, является для "ястребов" универсальной страховкой от смены режима. Они учатся на примере Ливии. Полковник Кадаффи стал уязвим только после того, как сдал ОМП".
"Неожиданным для большинства стало поведение Франции на переговорах", - отмечает издание. Сперва глава французской дипломатии Лоран Фабиус предал огласке подробности переговорного процесса, которые должны были остаться в секрете. Затем заявил радиостанции France Inter, что Франция не примет "сделки для простаков", и наконец объявил о результатах переговоров до совместного заявления Эштон и Зарифа".
Фабиус - напоминание о том, что, пытаясь перевернуть страницу в десятилетней истории неудачных попыток разрешить иранский ядерный кризис, Вашингтону приходится иметь дело не только с врагами, но и с друзьями. Барак Обама теряет доверие и авторитет. Он должен перейти в контрнаступление, особенно против союзников, советует The Guardian.
"Надежды на соглашение по иранской ядерной программе были высоки, однако неудивительно, что они не сбылись", - полагает Independent. Желание обеих сторон вести диалог не делает переговоры проще. Два главных камня преткновения никуда не исчезли. Первый - это вопрос о судьбе реактора на тяжелой воде, который строится в Араке. Второй - что делать с иранским запасом высокообогащенного урана. Тегеран полон решимости сохранить "право на обогащение", международное сообществе не безосновательно, не в восторге от этого желания, пишет издание.
"Тупик? Не совсем, - полагают в газете. - Как и те, кто предрекал мгновенный успех, заявляющие о поражении чересчур спешат". Джон Керри просидел за переговорным столом 8 часов - это самые длинные переговоры на высшем уровне между США и Ираном с 1979 года, что само по себе уже немалое достижение.
Без взаимных уступок сделка не состоится. Мысль об Исламской Республике, обогащающей уран, не вызывает энтузиазма, однако Договор о нераспространении это допускает, и это гораздо лучше, чем выбирать между Ираном с ядерным оружием и бомбовым ударом для его уничтожения, подводит итог Independent.
Помимо разрешения кризиса с ядерной программой, у подписания соглашения с Ираном есть еще два неоспоримых плюса, обращает внимание Financial Times. Запад сможет заручиться помощью Тегерана в разрешении наиболее острых ближневосточных конфликтов и остановить разрушительную экстремистскую войну, бушующую в регионе.
Разрядка в отношениях с Западом может в конечном итоге убедить Тегеран оттолкнуть от себя клан Асадов, который в настоящий момент практически полностью зависит от Исламской Республики, что сделает возможным выход из сирийских мучений. Кроме того, Тегеран может помочь стабилизации ситуации в Ливане и Ираке, которые постепенно превращаются в поле боя сирийской войны.
Ряд аналитиков видит в охватившей регион борьбе шиитов и суннитов борьбу Саудовской Аравии и Ирана за влияние в регионе. Это безусловно является частью проблемы, но не объясняет ее целиком, пишет FT. Любым попытки стабилизировать Ближний Восток, раздираемый мириадами конфликтов, должен предшествовать поиск и обезвреживание источников экстремизма. "Соглашение с Ираном может стать началом, - пишет FT. - За ним должны последовать переговоры с Саудовской Аравией с целью обсуждения экстремистской и исламистской идеологии, которую она экспортирует вместе с нефтью".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях