Die Welt | 11 октября 2002 г.
Кусай Хусейн защищает своего отца от опасностей от внутри страны
Евангелос Антонарус
Сын Саддама, чтобы предотвратить путч, следит за сложным хитросплетением элитных воинских подразделений и спецслужб
Раз в неделю на письменный стол Кусая Хусейна ложится длинный список имен. В нем значатся все офицеры иракских вооруженных сил от майоров и выше. У имен тех, кто носит форму и служит в одном и том же подразделении более года, стоит пометка ? немедленный перевод на другую должность. Младший сын диктатора Саддама Хусейна не терпит никаких исключений ? во имя защиты своего отца и собственного клана.
С 1979 года, когда он стал президентом, 65-летний самодержец знает, где его поджидает опасность. Не раз его пытались свалить генералы, но все попытки путча он отразил с безжалостной беспощадностью. Путчистам каждый раз не доставало необходимой опоры. Путем постоянной ротации в офицерском корпусе Саддам Хусейн препятствует образованию группировок внутри армии. Спецслужбы Саддама вездесущи ? но даже им Саддам не доверяет, и поэтому он поставил своего сына главным надсмотрщиком.
У Кусая деликатное задание: в случае военной операции США против Ирака он должен предотвратить возможный путч. Правда, эксперты из американских спецслужб, которые откровенно говорят, что не располагают "ни единым надежным источником информации в Ираке", утверждают, что кресло под Саддамом начнет качаться уже после первого выстрела. Но бывшие иракские офицеры, живущие на Западе, подтверждают, что багдадский режим все предусмотрел: элитные соединения иракских вооруженных сил в течение последних недель были передислоцированы ? в места, очень далекие от Багдада. Окружение Саддама опасается, что республиканская гвардия (численностью в 50 000 - 60 000 человек) при определенных обстоятельствах может обратить оружие против своего главнокомандующего. Это не исключается прежде всего в том случае, если Саддам Хусейн попытается втянуть наземные американские войска в бои на территории Багдада с его миллионным населением.
До войны 1991 года в Персидском заливе республиканская гвардия считалась самым любимым элитным подразделением Саддама. Он сформировал эти части в восьмидесятые годы как противовес регулярной армии. Он оснастил их самым современным оружием, офицеры данного подразделения зарабатывали вдвое больше, чем их коллеги из других частей, и размещались в квартирах, обставленных за счет государства. Тот, о ком у диктатора складывалось особо хорошее мнение, получал в подарок дорогие швейцарские часы с изображением Саддама на циферблате. Во время конфликта вокруг Кувейта 12 лет назад Саддам своевременно отвел свое элитное подразделение с поля боя вглубь страны, чтобы сохранить его.
Но за последние 10 лет его лояльность несколько пошатнулась. Минимум дважды офицеры из данного подразделения пытались свалить диктатора. Один раз путчистов возглавил даже бригадный генерал. Эксперты по Ираку из соседней Иордании предполагают, что большая часть гвардии готова переметнуться на другую линию фронта.
Собственную безопасность и защиту Багдада президент и правящая верхушка уже давно доверили так называемой специальной республиканской гвардии. Созданная когда-то для охраны президента, она за это время увеличилась до 15 000 человек, которые набираются исключительно из Тикрита, родного города Саддама, и близлежащих деревень. Это спецподразделение подчинено непосредственно Кусаю и не относится к министерству обороны. Оснащенные более легким оружием, чем республиканская гвардия, все три дивизиона специального подразделения не имеют иной задачи кроме защиты режима.
В чрезвычайном случае ему придут на помощь "федаины Саддама", жестокая, нагнавшая страх на улицы Багдада милиция, которая подчиняется Удаю, старшему сыну Саддама. Федаины патрулируют столицу, как правило, ночью на новеньких джипах. Богдадцы их боятся.
По оценке западных экспертов, режим Саддама создал для собственной защиты такое запутанное хитросплетение военных подразделений, милиции и различных спецслужб, что между ними возникло глухое соперничество. Запад должен попытаться этим воспользоваться, полагают в Royal Institute of International Affairs в Лондоне. Также в кризисном штабе Иракского национального конгресса, основной организации оппозиции в изгнании, говорят о том, чтобы "целенаправленными мерами способствовать формированию у недовольных офицеров понимания, что они не должны ничего опасаться после свержения Саддама". В этом случае они могли бы встать на сторону путчистов.
Арабские эксперты по Ираку выражают сомнение в этой стратегии, которая вытекает скорее из "западного хотения", считают в Каире. Если высшие офицеры республиканской гвардии пойдут против Саддама, то не по сценарию американцев. Скорее каждый офицер попытается подстраховаться, чтобы после ухода Саддама ухватить свой кусок заново распределяемой власти.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях