Chicago Tribune | 11 октября 2004 г.
Правила комнаты смеха и дипломатия
Эдвард Голдберг
В то время как демократия в России при президенте Путине начинает увядать, Белый дом не может хранить молчание.
Если бы ситуация была менее серьезна, можно было бы шутить, что сегодняшние отношения между США и Россией похожи на ситуацию с кривым зеркалом в комнате смеха, когда высокий и симпатичный парень становится вдруг толстым коротышкой.
Это искаженное изображение ярко проявилось в том, как президент России Владимир Путин и президент Буш отреагировали на чудовищные теракты в своих двух странах. Для полуавтократического Путина в стране, где свобода прессы, мягко говоря, ограничена, а парламент подчинен его воле, трагедия в Беслане стала полнейшим позором. Это был провал руководства такого масштаба, что в первое время правительство Путина отчаянно пыталось манипулировать информацией, возвращая страну в старые советские времена, когда плохие новости не доводились до сведения общественности.
Для Буша, наоборот, 11 сентября 2001 года стало поводом продемонстрировать свое политическое превосходство и силу. В стране, где Конгресс проводит расследования, а свободная пресса алчет сенсаций, Буш сумел пренебречь такими деталями, как то, что ЦРУ предупреждало о возможном теракте, и все равно объявил себя чемпионом в борьбе с терроризмом.
Для того чтобы чувствовать себя безопаснее в выходящем из-под контроля мире, политические лидеры Америки и России предпочли прибегнуть к худшим проявлениям политической культуры своих стран как к страховочному тросу.
Россия представляет собой микрокосм всего того, что является ошибочным во внешней политике администрации Буша.
Мы утверждаем, что боремся за демократию в Ираке, однако мы ни слова не сказали по поводу умирающей демократии в Москве. С момента, когда первый телеканал перешел к российскому правительству, до того времени, как российское правительство практически захватило частную корпорацию, и до того, как Россия объявила об упразднении губернаторских выборов, администрация Буша, по существу, хранила молчание.
Президент Буш говорит нам, что мы ведем войну в Ираке, чтобы предотвратить распространение оружия массового поражения, но мы игнорируем ядерные бомбы России. Ничто не угрожает безопасности американцев больше, чем незащищенные ядерные материалы и вооружение. В 1991 году Конгресс принял двустороннюю программу Нанна-Лугара, целью которой было помочь России американскими техническими консультациями и финансированием в обеспечении безопасности и ликвидации оружия, оставшегося от Советского Союза. Бюджет администрации Буша на будущий финансовый год фактически урезает финансирование программы Нанна-Лугара. Это просто шокирует.
Во время предыдущей избирательной кампании Буш говорил нам, что отзовет финансовую помощь России, если будут продолжаться злоупотребления в Чечне. Тогда Буш утверждал, что "российское правительство обнаружит, что невозможно построить стабильное и единое государство на руинах прав человека". Однако теперь, придерживаясь своей обычной стратегии делить все на черное и белое, Буш позволил Путину свалить чеченских боевиков в одну кучу с "Аль-Каидой", тем самым предоставив ему полную свободу действий в уничтожении демократии в России.
Более глобальная ошибка политики США в отношении России - это неспособность воспринимать эту страну как друга и развивающуюся энергетическую державу. Вместо этого с Россией обращаются практически как с рудиментом истории, который извлекают на поверхность разве что во время антитеррористической президентской кампании для пропаганды.
Обладая огромными энергетическими ресурсами и географически располагаясь между Востоком и Западом, Россия становится все сильнее. Но со своей семивековой историей автократии и лишь 14-летним опытом некоего подобия демократии Россия нуждается в откровенном друге, который не даст ей соскользнуть обратно к авторитаризму.
Президент Путин как лидер страны, которой необходимо уважение, не постеснялся публично предупредить Вашингтон об опасностях войны в Ираке. Однако в кривом зеркале комнаты смеха, где отражаются отношения России и Америки, администрация Буша продолжает игнорировать необходимость прямого разговора с Россией. Вместо этого Белый дом предпочитает в лучшем случае политику невмешательства по отношению к России, а в худшем - молчаливо поддерживает антидемократические реформы, проводимые под предлогом борьбы с терроризмом.
Эдвард Голдберг - президент нью-йоркской фирмы Annisa Group, консультирующей компании по вопросам ведения бизнеса в России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях