The Guardian | 11 октября 2004 г.
Загородные дворцы - жертвы войны с коррупцией
Ник Пейтон Уолш
Загородные убежища москвичей живут под звуки... бульдозеров. Спустя несколько лет, в течение которых "новые русские" превращали свое нажитое сомнительными путями богатство в прекрасные коттеджи, власти, намеренные показать всем, кто в доме хозяин, сносят их.
Первой жертвой стали "Серебряные ключи", небольшое элитное поселение около района "Горки-2" в Звенигородском районе. Недавно государственная "Российская газета" опубликовала на главной странице две фотографии: на одной высится двухэтажное здание, на второй, сделанной некоторое время спустя, бульдозер прокладывает себе путь через руины.
Но вместо сноса самых "дворцовых" резиденций на этой земле бульдозер расправился с надворным строением, где жил обслуживающий персонал и была телефонная станция. Во время процедуры сноса погиб попугай - единственный из оставшихся обитателей дома.
Олег Митволь, который, будучи руководителем Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, ставший главным палачом, наблюдал за операцией неподалеку с группой журналистов.
Компания, которой принадлежит дом, решила разрушить его, чтобы не обращаться в суд, пояснил он. Однако без одобрения суда "мы не можем вызывать бульдозеры и уничтожать другие коттеджи". "Я надеюсь, что после этого дела многие решат, что лучше разрушить коттедж, чем провести годы в суде", - заявил он.
Он добавил, что строение подлежало сносу, потому что предположительно стояло на земле, приобретенной сомнительными путями.
Эта драма должна была явиться сигналом для владельцев 1500 других дач, которых обвиняют в нарушении закона, и владельцам еще 1600 гектаров незаконно приобретенной земли.
Бульдозеры давно были неотъемлемой частью московского лесного пейзажа, но их использовали для строительства, а не для сноса домов. В последние несколько лет леса были перегорожены заборами: частные компании пытаются опечатать принадлежащую им землю для высокоприбыльных проектов.
Комплексы с экзотическими названиями, за высокими воротами которых высятся поместья тюдоровской пышности, являются символом статуса для богатых россиян. Для людей же, которые до сих пор помнят, что это такое - всеобщее равенство, это еще один способ почувствовать неравенство со своим соседом.
Кампания по сдерживанию коттеджной застройки вокруг Москвы бушевала все лето. Некоторые считают, что власти пытаются наказать коррумпированную элиту, другие - что они хотят выжать "штрафы" за нечестную продажу земли (откат государству за поддержание статус-кво).
Самые циничные считают, что государство само хочет наложить лапу на лучшие коттеджные участки и передать их своим новым высокопоставленным чиновникам.
Усилия по отбиранию этих желанных кусков загородной местности докатились и до сливок московского общества. В отношении Аллы Пугачевой - российской примадонны, похожей на смесь Силлы Блэк и Шер, - ведется расследование, потому что ее дача, возможно, нарушает законы о строительстве на берегу рек.
Даже бывшего президента Бориса Ельцина подозревают в незаконном приобретении земли для дачи.
Московская прокуратура утверждает, что в свое время влиятельный в Кремле Борис Березовский, который сейчас получил политическое убежище в Лондоне, приобрел 14 гектаров земли в 1999 году для своей дочери и при этом имели место "злоупотребления властью". Березовский говорит, что Ельцин передал ему эту землю указом, а Кремль пытается добраться и до него, и до бывшего президента.
Как обычно это бывает в России, на самом деле разворачивается более широкая борьба за власть. И, как обычно, жертвами оказываются несколько невинных персонажей - маленький домишко и мертвый попугай.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях