Los Angeles Times | 11 октября 2004 г.
Архитектор перестройки боится отступления
Ким Мерфи
Были времена, когда слово "перестройка" вызывало в сознании надежды на перемены. В те бурные времена в конце 1980-х полностью "перестраивались" отношения Советского Союза со своими гражданам и со всем внешним миром.
Теперь многие россияне говорят о перестройке скорее уничижительно, чем с почтением, поскольку миллионы людей из-за рыночных реформ тех лет оказались ввергнутыми в нищету.
Люди настолько были разочарованы в перестройке, что лидеры демократических движений России стали говорить о возможности обратного скачка.
Александр Яковлев, человек, известный как архитектор перестройки, сказал недавно, что через 15 лет после начала политических реформ российская демократическая революция находится под угрозой смены курса.
"Шесть лет назад я говорил, что отступление неизбежно. Я имел в виду, что поступательное движение приостановится. Но я никогда не думал, что это будет иметь форму движения назад, реставрации того, что было раньше".
"К сожалению, именно это мы наблюдаем сегодня", - сказал Яковлев, автор многих реформ, проведенных бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым.
"Даже когда я говорил об отступлениях, никто, я думаю, не мог предугадать глубину и масштабы отступления, происходящего сейчас", - сказал он.
В последние недели Горбачев и сменивший его в роли российского лидера Борис Ельцин озвучили вопросы, возникающие у них в связи с новыми шагами президента Путина по консолидации власти после волны терактов, в которых обвиняют чеченских сепаратистов.
Критика Горбачева и Ельцина была относительно мягкой по сравнению с критикой Яковлева, обвинившего Путина в попытке навязать России чилийскую модель экономического либерализма и политического авторитаризма.
В интервью, данном в московском офисе возглавляемого им фонда "Демократия", 80-летний Яковлев сказал, что в политике Путина и раньше были признаки возвращения к советскому прошлому России.
Так, в 2000 году, в конце первого года на посту президента, Путин вернул старый советский государственный гимн с обновленным текстом.
"Под звуки этого гимна миллионы людей расстреливали, миллионы отправляли в лагеря. Теперь, когда он начинает звучать, некоторые слушают его с отвращением, зато другие испытывают удовольствие, - сказал Яковлев. - Было аморальным и кощунственным вернуть этот гимн".
Более поздние шаги Путина, его недавнее предложение упразднить места для независимых депутатов в парламенте и прямые выборы региональных губернаторов, по мнению Яковлева, не менее тревожны.
"Когда парламент представлен одной партией, составляющей большинство, оппозиция перестает существовать, а без оппозиции, я убежден, не бывает демократии", - сказал он.
"Без оппозиции не может появиться новый лидер, таким образом создается ситуация, в которой у нас нет альтернативы".
Яковлева, историка по образованию, составлявшего первые программы Кремля по перестройке, часто обвиняют в развале Советского Союза. А большинство населения России жаждет восстановления своей страны в качестве супердержавы.
Время от времени его причисляют к американским шпионам. Недавно он отказался от преподавательской должности в Стэнфордском университете, так как не хотел, чтобы его противники говорили, "что сторонники перестройки не хотят жить в стране, которую создали".
Действительно, говорит он, многие из первых строителей демократии только сейчас начинают осознавать свои ошибки.
В стремлении к рыночным реформам и приватизации демократы упустили из внимания "социальную сферу", сказал он, и миллионы учителей, врачей и пенсионеров "стали нищими и отвернулись от демократии".
"Когда говорят о ностальгии по Советскому Союзу, это ностальгия не по лагерям и не по расстрелам. Это ностальгия по зарплатам, на которые можно было купить хлеб и молоко".
Недавно Яковлев говорил с пионерами свободного рынка Анатолием Чубайсом и Егором Гайдаром. "Теперь они все это понимают, - говорит он. - Кроме того, я не так давно обедал с Ельциным. Он тоже многое понял. Но в основном он говорил об ошибке, которую он сделал, начав войну в Чечне. Теперь он это осознал. Он все время спрашивает меня: "Как ты думаешь, была ли альтернатива?" А я отвечаю: "Конечно, была".
После недавних терактов началась новая военная кампания в Чечне, включающая в себя жестокие чистки и расстрелы мирных граждан на улицах.
В Москве за критику правительства Путина в связи с захватом школы в Беслане был уволен главный редактор финансового еженедельник "Компания". Чуть раньше работу потерял главный редактор "Известий" - через два дня после того, как его газета ообнародовала нелицеприятные детали о поведении властей во время инцидента.
"Больше всего меня беспокоит постепенная ликвидация свободы слова" - сказал Яковлев.
"Для меня это особенно горько, потому что я был ответственным за гласность. Когда гласность оказывается растоптанной, я не могу с этим смириться. Я не могу согласиться с концепцией, продвигаемой правительством: либеральная экономика плюс авторитарная политика. Я думаю, это ошибочный путь", - сказал он.
Однако Яковлев верит, что "главное, что было создано, сохранится".
"Перестройка была первым случаем в истории, когда тоталитарный режим сменился на демократический без кровопролитной революции. Это самое главное. И как бы мы ни критиковали теперешнюю ситуацию в стране, не будем забывать, что в конце концов мы живем в другой стране, не в той, какой она была раньше".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях